Ableton с нуля: первое знакомство с программой

Благодаря активному развитию технологий сегодня у музыкантов, диджеев и продюсеров есть огромный выбор инструментов, позволяющих им эффективно заниматься творчеством. Один из самых популярных – Ableton Live. Это профессиональная программа для написания музыки, одновременно заточенная для live-выступлений и живого воспроизведения треков, созданных в секвенсоре. В ней есть окно сессии и окно аранжировки. В окне сессии используются клипы, аудио-лупы, миди-циклы и шоты. В окне аранжировки – точно так же, как и в других секвенсорах, создаются сами произведения.
При желании овладеть базовым функционалом Ableton с нуля можно довольно просто, больше усилий потребует последующее обучение композиции и приобретение опыта в этой области. Главное удобство использования программы и ее отличие от других заключается в том, что в ней можно сыграть живьем заранее придуманный трек или же наоборот – записать свою игру-импровизацию, потом перенести ее в окно аранжировки, немного подкорректировать и таким образом получить новое произведение. Другие инструменты не позволяют пользователю работать таким образом и, соответственно, делать композиции более живыми, экспериментальными.
Как и в других секвенсорах, в нем есть возможность работать с большим количеством дорожек: с аудио-каналами, на которых размещаются предзаписанные аудиофайлы, и с midi-каналами, где самостоятельно прописываются различные партии с использованием внушительной палитры встроенных инструментов – басов, пианино, струнных, синтезаторов, драм-реков и т.д., а также – различных плагинов от внешних разработчиков. В секвенсоре есть мастер-канал и ретурн-каналы, которые используются для обеспечения групповой обработки эффектами, работающей по схеме sound return: часть сигналов посылается на ретурн-каналы, где они дополнительно обрабатываются и уже на мастере приплюсовываются к оригинальному сигналу. Каналы группируются, чтобы, например, склеить вместе ударные или басы, проведя групповую обработку. В итоге нужные тембры будут звучать как единое целое.

Только здесь есть эксклюзивный инструмент Drum Rack, позволяющий очень быстро разобраться с ритм-секцией. Он работает по принципу драм-машин, таких, как AKAI MPC. Этот инструмент очень гибок, легко настраивается и позволяет, например, пользоваться различными драм-реками под каждый стиль, которые переключаются простым поворотом ручки. То есть музыкант может сначала прописать партию, а потом выбрать из набора нужную ему бочку или любой другой элемент ритм-секции. В секвенсоре уже присутствует FM-синтез, аддитивный синтез – все типы синтезаторов, которые могут пригодиться для написания электронной музыки. Также есть неплохая библиотека встроенных звуков, в последней версии Ableton Live Suite она составляет 40 Гб.
В окне аранжировки можно расставлять локаторы, чтобы понимать структуру и последовательность различных частей композиции. С помощью секвенсора максимально удобно работать с референсными произведениями – теми треками, на которые мы ориентируемся при создании своего проекта. Благодаря функции warping можно легко привести референсные треки в соответствие с собственным произведением по bpm, снять с них аранжировку, состав инструментов или заимствовать какие-то креативные идеи, реализованные в них. В программе легко и непринужденно автоматизируется любой параметр: для этого нужно нажать на него правой кнопкой мыши, выбрать из выпадающего списка функцию show automation, после чего поставить на появившейся красной линии две точки, чтобы изобразить кривую автоматизации, в соответствии с которой данный параметр будет меняться на протяжении всего произведения.

Варпинг – функция полезная для диджеев. Работа с ней происходит по простому алгоритму. Трек закидывается на аудиодорожку, анализируется программой, после чего в окне работы с семплом включается сама функция. Пользователь находит самый первый адекватный транзиент – элемент ритм-секции (например, бочку, рабочий барабан или хэт), ставит на него маркер, нажимает на маркер правой кнопкой мыши и выбирает Set 1.1.1. Here – аналог функции Cue Point на машинах Pioneer (таким образом обозначается место, с которого нужно воспроизводить трек). Затем нужно снова нажать на эту точку правой кнопкой мыши и выбрать команду Warp From Here (Straight), чтобы избавиться от лишних маркеров, которые могли возникнуть при автоматическом анализе. После этого следует увеличить самый конец трека, найти адекватный транзиент в нем и просто подтянуть его ближе к уже существующей сетке. Темп проекта можно выбрать самостоятельно, указав его в основном окне. По подобной схеме можно переработать всю свою музыкальную базу, приведя все треки к одному bpm, что очень удобно для диджеев, играющих с CD или USB-носителей. В этом случае не нужно пользоваться кнопками SYNC, Master Tempo. При воспроизведении два питча на деках просто выставляются в положение «ноль». Далее трек легко экспортировать в WAV-формат в нужном виде и залить на диск или флешку для дальнейшего использования на выступлениях. Кроме того, можно работать с аранжировкой отварпленного трека – наращивать его, добавляя, например, intro или outro, подкладывать в яму ритмическую партию. Ableton Live незаменим для создания миксов: в проект можно закинуть несколько треков, отварпить их, сделать переходы между ними и настроить все устройства с помощью автоматизации. Причем, на создание двухчасового микса потребуется всего сорок минут, а если повесить на мастер-канал лимитер – можно получить подобие мастеринга микса с аккуратным динамическим диапазоном.

Начиная изучать Ableton с нуля, нужно понимать, что только эта программа позволяет создать новый трек из нескольких музыкальных произведений – сделать мэшап, разместив различные элементы из разных композиций на дорожках и компилируя их. В Ableton Live можно работать и с модным сегодня steam-форматом, в котором композиции представлены в «разобранном» состоянии в виде отдельных дорожек со всеми их звуковыми составляющими.
С годами программа совершенствуется. Последнее обновление привнесло новые цвета, функцию Link, позволяющую синхронизировать Ableton на нескольких устройствах (ноутбук с айфонами, планшетами и андроидами, например). Кроме того, сейчас в эквалайзере есть визуализация, и пользователь видит, как выглядит звук. Нововведения придумывают не только сами разработчики: в интернете существует специальная среда для программирования Max For Live. На одноименном сайте – maxforlive.com – пользователи, обладающие навыками программирования, делятся друг с другом собственными инструментами и эффектами. Например, Ableton часто присоединяют к различным визуализаторам, проекторам, лазерам, дым-машинам, что позволяет управлять ими с помощью секвенсора.
Программой Ableton с нуля можно овладеть за один день, за 5-6 часов узнать обо всех ее функциях, дальше речь идет об углублении в процесс и практике создания музыки, и курс Ильи Масленникова в школе Umaker, состоящий из 20 занятий, как раз предлагает студентам овладеть азами и начать движение в нужном направлении. На курсе они учатся пользоваться всем инструментарием, интерфейсом программы, всеми встроенными устройствами и внешними плагинами, делать мэшапы, миксы и ремиксы, осуществлять варпинг треков, делать аранжировки в любых стилях (все зависит от личных пожеланий каждого учащегося), постигают азы синтеза звука, саунд-дизайна, сведения и мастеринга. Перед нами универсальный секвенсор, в котором можно создавать не только электронную, но также рок, оркестровую и любую другую музыку. Придя на курс в школу Umaker, можно научиться свободно экспериментировать в нем и, кроме того, – узнать, как осуществляется постпродакшн, как нужно позиционировать себя на музыкальном рынке, раскручивать свои страницы в соцсетях для творческого продвижения и даже открыть свой лейбл. Этим темам посвящено отдельное занятие.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps