Анастасия Елисеева: как программировать музыкальный эфир

В идеале у каждой радиостанции должен быть свой имидж, свое узнаваемое «лицо», в которое и влюбляются слушатели, начиная каждый день выбирать для прослушивания одну и ту же волну. Если речь идет о развлекательном радио, большая часть его популярности зависит от того, какая музыка будет на нем звучать. На своем открытом мастер-классе в школе Umaker Анастасия Елисеева – музыкальный редактор радио «Монте-Карло» и «Хит FM», которая ранее отвечала за музыкальное наполнение «Абсолютного радио» в Челябинске и радио «Народный Хит», а также была директором «Радио 100», рассказала о том, как правильно креативно и технически программировать эфир, структурировать плейлисты и на какие основные принципы стоит при этом ориентироваться.
Сегодня в Москве существует более 70 различных радиостанций, конкуренция между ними велика, поэтому, по мнению Анастасии, становясь программным директором или музыкальным редактором, важно понимать, для какой аудитории ты собираешься работать. Ее возраст, пол, возможно – социальные характеристики определяют ту музыку, которая будет звучать на конкретной волне. В данном случае нужно уметь быть профессионалом и учитывать не свои вкусы, пристрастия, а понимать пожелания и чувствовать настроения публики. Профессиональный музыкальный редактор должен быть универсалом и уметь работать на радиостанциях самой разной стилистической и возрастной направленности. «Важно понимать, что «Монте-Карло» – это преимущественно инструментальная и лаунж-музыка, и на ней никогда не будет звучать тяжелый рок, а «Хит Fm» – ориентируется исключительно на хиты разных лет, стран и, возможно, жанров, но чаще всего речь идет, конечно, о поп-музыке», – поясняет Анастасия Елисеева.
Если радиостанция определилась, на какую аудиторию она будет работать, ее сотрудникам необходимо провести тестирование среди этой группы людей. Безусловно, результаты могут быть отчасти субъективными, но сегодня появляется все больше возможностей для его проведения – не только телефонные, но также интернет-опросы на сайте радиостанции либо в соцсетях. Кроме того, бывает полезной и практика живого тестирования, когда людей за определенную сумму приглашают послушать небольшие отрывки (хуки) из шестиста песен и оценить их по пятибалльной шкале. Процесс занимает не менее двух часов, но именно такой способ анализа контента может быть самым продуктивным.

После тестирования часть песен с наименьшим рейтингом не проходят отбор, другие – разбиваются по категориям. В них тоже есть своя «мертвая зона», которая часто называется «холодильником», и она создана для тех треков, которые хранятся в архиве «на всякий случай» и имеют очень маленькие шансы попасть в эфир. Другие категории могут формироваться по самым разным признакам – например, наиболее и наименее ротируемые треки, композиции, написанные в разные годы, англоязычные и русскоязычные песни, вещи с мужским и женским вокалом, произведения различных стилей. Чтобы подобное деление было наиболее точным и впоследствии помогало музыкальному редактору продуктивно работать с материалом, к каждому треку прописывается своя карточка, в которой указываются все его необходимые свойства. Чем полнее она будет заполнена, тем легче придется редактору в дальнейшем: «Если меня попросят сделать дискотеку «Монте-Карло» или, скажем, составить рубрику «Пять джазовых песен» для какой-то специальной программы, у меня не возникнет проблем, – говорит Анастасия, – потому что, придя работать на станцию, я не поленилась и заполнила карточки всех композиций максимально полно». В ротации «Хит FM» сегодня находится 1000 песен, которые крутятся постоянно, а также еще 200, чтобы разнообразить эфир, на «Монте-Карло» всего 300 произведений, что позволяет работать с ежедневным расписанием более «ювелирно», каждый раз создавая все новые комбинации треков.
Музыкальные редактора работают с контентом с помощью специальных программ. Их довольно много, но чаще всего столичные радиостанции пользуются Power Gold. В ней-то и заполняются карточки для песен, обозначаются различные группы, а также формируется вся эфирная сетка, состоящая из так называемых клоков – часов. Программируя клок, редактор формирует расписание на один час, в котором обозначается последовательность воспроизведения композиций, а также джинглы, перебивки и другие составляющие эфира. «В первую очередь, мы должны определить, треки какой категории открывают час, продолжают и заканчивают его, – объясняет Анастасия Елисеева, – если мы формируем утренний клок, очевидно, в часе будут играть более бодрые, веселые композиции, в ночном – более спокойные. Утренние клоки в будние дни запускаются примерно с пяти утра, в выходные – около восьми-девяти. После того, как программа помогла нам создать эфирную сетку, ориентируясь на категории, мы сами должны прослушать выбранные композиции, возможно – поменять их местами. Power Gold помогает редактору, но не выполняет его работу за него». Количество категорий и признаки, по которым они обозначаются, выбирают программный директор и музыкальный редактор каждой конкретной радиостанции. На «Хит FM» есть 8 категорий, в главные из которых – Power A и Power B – входят свежие композиции, ротирующиеся по 7 и 5 раз в день соответственно. Контент «Монте-Карло» разбит на 15 категорий. В случае с этой радиостанцией, как говорит Анастасия Елисеева, тестирование композиций нужно проводить реже, чем на «Хит Fm», так как она ориентирована на определенные устойчивые вкусы публики: «Я знаю, что наша аудитория будет всегда выше оценивать инструментальную музыку, чем треки с вокалом, например. Если же говорить о «Хит FM», здесь приходится более внимательно держать руку на пульсе, следить за новинками, появлением хитов и кроме того – даже ориентироваться на песни, которые играют на радиостанциях, рассчитанных примерно на ту же публику». В условиях современной конкуренции, о которой Анастасия упоминала в самом начале своего спича, различные станции вынуждены обращать внимание не только на изменение вкусов слушателей, но и друг на друга.
В активе «Хит FM» и «Монте-Карло» есть и те треки, которые крутятся на этих волнах уже несколько лет, составляя их «золотой фонд». «Даже проигрывая одни и те же композиции в различной последовательности, уводя их на определенное время из эфира, а потом опять возвращая, можно сделать звучание радиостанции интересным, приятным слушателю и разнообразным, – уверена Анастасия Елисеева, – все зависит от чуйки, профессионализма музыкального редактора, а также от его умения работать в коллективе, прислушиваясь к мнению коллег и программного директора».

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps