Антон Милехин: советы начинающим журналистам

Сегодня многие говорят об ухудшении общего профессионального уровня журналистов, и часто это связано с тем, что, еще только начиная осваивать профессию, некоторые юноши и девушки не относятся к ней всерьез и не понимают базовые принципы самого подхода к работе. Главный редактор журнала «Ваш досуг» и одноименного портала Антон Милехин на своем мастер-классе рассказал студентам школы Umaker о том, как следует относиться к журналистике, выбору места работы, подготовке к собеседованию, а также поделился секретами успешного интервью и планирования творческого процесса и карьеры в целом.

У Антона нет профильного образования – ни журналистского, ни филологического, он учился управлению персоналом. Однако у него уже есть большой опыт работы в печатных и интернет-СМИ. Все начиналось с должности корректора журнала «Афиши», в которой он провел три года, продолжилось внушительной серией материалов в самых разных изданиях и увенчалось постом главного редактора одного из самых известных в России СМИ, посвященных развлечениям. «На практике я смог совместить творческие амбиции с теоретическим знанием менеджмента, которое я получил вместе со своим образованием», – говорит Антон Милехин.

По его мнению, чтобы стать профессионалом, необязательно заканчивать журфак, филфак или лингвистический. «Поскольку я не учился в профильном ВУЗе, не могу оценить, насколько полезно специализированное образование, но порой ко мне на практику пытаются попасть люди с третьего-четвертого курса журфака, которые допускают грубейшие грамматические и стилистические ошибки», – рассказывает редактор. Он убежден – главное понимать, в чем заключается работа журналиста. «У меня есть много сравнений, образов и аналогий, – говорит Антон Милехин, – но самое точное и красивое – пчела, которая собирает нектар и превращает его в мед. Журналист собирает информацию, перерабатывает ее и потом выдает некий результат аудитории. И здесь важно понимать, что это за аудитория и какой материал она хочет получить, учитывая формат издания». Исходя из понимания того, в чем заключается работа журналиста и к какому результату он должен стремиться, Антон дает несколько основных советов тем, кто только начинает свой творческий путь, хочет устроиться работать в печатное или интернет-СМИ и в конечном итоге максимально реализоваться в профессии.

1. Нужно подбирать темы под формат издания и предлагать новые, чтобы разнообразить его.

Главная ошибка начинающих журналистов, по мнению Антона Милехина, в том, что они не придают значение формату СМИ, в котором хотят работать. Тем временем формат определяет не только форму материалов, но и их стилистику, содержание. «Все эти факторы нужно учитывать уже на этапе подбора тем. Чтобы понять, какие из них будут интересны конкретному СМИ, важно тщательно изучить его, прочитать материалы хотя бы нескольких номеров от корки до корки, – рекомендует редактор, – в этом смысле три года работы в «Афише» корректором очень помогли мне впоследствии. Когда мне захотелось самому начать писать для издания, это не составляло для меня никаких проблем, потому что я уже был полностью погружен в его формат». Помимо подготовки списка тем, которые могут подойти СМИ, можно подумать и над тем, чего, на ваш взгляд, ему не хватает и чем его можно дополнить, предложить какие-то инновационные идеи. Такой подход также играет на руку молодому соискателю без опыта, который, тем не менее, готов учиться и активно работать.

2. Нужно быть фанатом СМИ, в которое вы хотите устроиться.

«Очень полезно проанализировать фильм «Дьявол носит Prada» с точки зрения того, как не нужно вести себя на собеседовании, – считает Антон Милехин, – главная героиня не интересуется модой, попадает в журнал случайно и главное – она не мотивирована. Ей уже хотят отказать, но она буквально в дверях изменяет свое поведение, говорит о своих знаниях, образовании, и только тогда заинтересовывает будущую начальницу». Сотрудничество с молодым неопытным журналистом требует от редактора времени и усилий: если работодатель берет такого сотрудника на работу, он, по сути, должен бесплатно обучать его, исправлять ошибки, корректировать и направлять человека. Соискатель должен убедить редактора, почему он должен дать ему шанс. Антон уверен: если у вас есть любимое СМИ, в котором вы мечтаете работать, идите именно туда. Работодатель увидит ваш горящий взгляд и поймет, что вы мотивированы. Если же человек не является фанатом издания, в которое он устраивается на работу, нужно попытаться хотя бы изобразить заинтересованность: «Возможно, вы полюбите его со временем, начав свою журналистскую практику», – говорит Милехин.

3. Если у вас нет опыта, беритесь за любую работу, которую вам предлагают/

Антон предупреждает – вполне может сложиться так, что на первых порах вам предложат заниматься совсем не тем, чем вы бы хотели – например, не готовить специальные репортажи, а проверять чужие тексты на точность информации или быть секретарем: «Не думая, соглашайтесь. Это тоже даст вам большой опыт, вы попадете в коллектив и сможете двигаться к своей цели постепенно, если вам хватит желания и терпения. Единственное, что может помешать вам добиться задуманного, – это лень».

4. Любой личный опыт может быть полезен в журналистике/

«Хорошо, если у вас есть какое-то увлечение, напрямую не связанное с профессией, о котором вы можете рассказать, – говорит Милехин, – например, когда я только начинал практиковаться, я предлагал глянцевым изданиям темы, связанные с HR – моей основной специальностью, и их принимали». Наличие собственных интересов также может помочь начинающему журналисту, если он никак не может определиться с выбором СМИ: в этом случае ему стоит подумать, о чем бы ему хотелось рассказать и, исходя из этого, выбрать те издания, которым это может быть интересно.

5. Нужно использовать личные связи, если они есть.

«У меня есть подозрения, что в профильных ВУЗах студентов учат штампам, – говорит редактор, – но то, что такие заведения реально могут дать вам, – это контекст, та среда, в которую вы попадаете. Вполне может сложиться так, что кто-то из ваших сокурсников будет более успешен в карьере, быстрее добьется результатов в журналистике и поможет вам устроиться на работу, или, например, станет пиарщиком группы, у которой вам когда-то понадобится взять интервью. Задача потенциального журналиста состоит и в том, чтобы налаживать связи. Чем больше их будет – тем легче вы сможете развиваться и доставать необходимую вам информацию».

6. Креативный подход к работе с текстом – залог успеха.

Антон Милехин рассказал гостям о том, как лучше работать с материалом, на примере интервью. По его мнению, формат «вопрос-ответ» уже устарел и стал гораздо менее интересным читателю: «В интервью важно показать беседу двух личностей, у каждого из которых есть свое мнение, некая харизма, и один из героев такого материала – вы сами. Сегодня существует множество форм подачи. Некоторые журналы, например, предлагают живой рассказ о персонаже с вкраплением его прямой речи, другие – скажем, Esquire, разбирают интервью на цитаты и делают рубрики в стиле «Правила жизни». Слова героя выглядят в этом случае как афоризмы, оставляют приятное ощущение легкой недосказанности, и такой текст читать гораздо интереснее, чем длинный нудный монолог».

После беседы со студентами Антон Милехин устроил с ними небольшую игру и предложил нескольким гостям рассказать, как бы они подготовили материалы о происходящем на картине «Утро в сосновом бору», представив, что тексты предназначены для изданий различного типа. Таким образом редактор показал, что об одном и том же явлении можно рассказать по-разному. «Неважно, какое у вас резюме, – подытожил Антон в финале, – если вы хотите развиваться в профессии и получить возможность работать в СМИ, еще не имея опыта, покажите себя как увлеченный и инициативный человек с огнем в глазах, готовый к любой работе, чтобы двигаться вперед. Тогда у вас непременно все получится».

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps