«Чувство Ритма» Самира Кулиева – от пещерных людей до Мадонны

Теле-, радиоведущий, актер, шоумен, сценарист, музыкант Самир Кулиев, бессменный рулевой радио-шоу «Чувство Ритма» и создатель одноименного лейбла, выпускающего качественную электронную музыку, представил свой любимый проект студентам Umaker. На своем мастер-классе он экспромтом устроил глобальную экскурсию по музыкальным вехам, представив главных героев разных выпусков передачи, рассказал, что общего у Моцарта, Баха и Бетховена с современными артистами, и как классика, джаз, ямайские напевы повлияли на электронику.

Еще пещерные люди, несмотря на ограниченность интеллекта, могли отличить хороший звук от плохого, пугались раскатов грома и томно замирали, слушая шум волн. Дубина, кстати, стала первой барабанной палочкой, а уже несколько позже, в Древней Греции и Египте появились первые вменяемые инструменты. Систер, состоящий из маленьких палочек и чашечек, по мнению жителей этих частей света, отгонял злых духов и стал прообразом всех бубнов. Его потом использовали многие композиторы, например, Джузеппе Верди в опере «Аида» и Вольфганг Амадей Моцарт в «Свадьбе Фигаро». Последний, по мнению Самира Кулиева, стал автором первого трека – модной танцевальной композиции, трендовой для своего времени: балы ведь тогда были предвестниками дискотек, любимым увеселением для народа. В отличие от этого композитора, Бах и Бетховен пошли дальше, создавая первые ремиксы: они часто брали уже существующие опусы и делали на них свои вариации. Недоброжелатели однажды перевернули Бетховену ноты перед концертом, и он просто стал импровизировать. Сегодня возможность прикоснуться к шедеврам классиков для электронных артистов – высший пилотаж, как считает Самир. Он вспомнил компиляцию из ремиксов на классические произведения, созданную по инициативе гениального электронного артиста и продюсера Уильяма Орбита. Ее собрали транс-диджей Ферри Корстен, Джон Дигвид, Ник Мьюир и другие звезды электронной сцены.

Бетховен как-то сказал, что «Бах – ручей, из которого вытечет океан». Сегодня океан ремиксов вытек из творчества Depeche Mode. Многие электронные музыканты до сих пор говорят, что именно эта группа повлияла на их творчество и развитие, те же, кому посчастливилось заглянуть «за кулисы» легендарной команды, вспоминают, как раньше после больших стадионных концертов ее участники ехали в маленький техно-клуб и играли там свои сеты.

От «лирики» Самир Кулиев перешел к фактам и поворотным изобретениям, повлиявшим на развитие электронной культуры. В 1878 году Томас Эдисон изобрел фонограф, который позволил записывать музыку, став предтечей всех аудио-носителей. Луиджи Руссоло в 1913 году издал манифест «Искусство шума», его называют одним из праотцов нойза и эмбиента. Лев Термен придумал удивительный инструмент терменвокс, реагирующий на движение руки, инженер компании AEG Уолтер Вебер – один из первых магнитофонов, а Роберт Муг – первый аналоговый синтезатор, который нескромно, но оправданно назвал «Мугом». Когда электронная культура начала формироваться, ее «поведение» стали изучать и описывать: например, Вернер Мейер-Эпплер создал первую книгу о ней.

d871704b32-af0a2b77c1

Электронная музыка всегда подвергалась влиянию других стилей и направлений. Самир Кулиев уверен: на нее очень повлияли джазмены, которые стали богами импровизации. Именно умение импровизировать – один из показатель профессионализма диджея. Еще одними людьми, сильно поспособствовавшие развитию электроники, стали ямайские музыканты. Хотя у них не всегда была возможность первыми узнавать об актуальных новшествах, именно они изобрели стиль даб: на пляжных вечеринках ямайские музыканты играли на пластинках и пытались удлинять композиции, чтобы публика получала больше удовольствия. Из таких экспериментов и появилось модное направление.

Если переходить от предпосылок к реальным действиям, пионером электроники признают немецкую команду Kraftwerk, чье название переводится как «электростанция». Они стали основателями электро, хотя играли в самых разных стилях и использовали в своих опусах вокодер – устройство, делающее голос роботоподобным. Еще один знаковый музыкант – Жан-Мишель Жарр, о котором, по словам Кулиева, можно говорить часами.

Отдельная история была с поколением хиппи. Они не только пропагандировали мир во всем мире, но и открыли испанский остров Ибица, ставший потом Меккой танцевальной музыки. Тем моментом, когда между словами «танец» и «электроника» стали ставить знак равенства, считается наступление эпохи диско, которая пришла на смену хиппи и привлекла к себе внимание самой широкой общественности: кинозвезд, политиков, известных спортсменов. Визитной карточкой того времени стал фильм «Лихорадка субботнего вечера» Джона Бэдэма, одними из знаковых фигур – группа Love Unlimited Orchestra и Джорджо Мородер, который работал с Донной Саммер, другими артистами и существенно расширил границы электронного звучания. Одно из его известнейших произведений – саундтрек к голливудской картине «Лицо со шрамом». Наряду с ним, столпами электронной музыки (в данном случае американской) стали Фрэнки Наклз и Ларри Леван. Другой значимый персонаж в культуре – Фрэнсис Грассо, который вывел диджея из амплуа официанта в амплуа артиста и считается создателем первого нон-стоп-микса. Хотя, если быть точнее, еще в 1946 году в парижском клубе Whiskey Go-Go его опередил в этом Джейми Сэввиль, сыграв несколько пластинок подряд, чем вызвал дикий восторг публики.

Особое явление в электронной культуре, о котором упомянул Самир Кулиев, – детройское техно, зародившееся на фоне того, что происходило в Нью-Йорке и Чикаго. В «городе моторов» сформировалось даже несколько поколений электронных музыкантов, которые писали техно-музыку, многие из представителей субкультуры очень сильно повлияли на ее развитие в глобальном смысле.

Время шло, культура превращалась в паука с множеством «лап»-стилей. В эмбиенте отличился Брайан Ино, в эйсид-хаусе, очаровавшем молодежь со всего мира во второй половине 80-х, – Underworld. «Они не просто пионеры, они писали о том, от чего не спится по ночам», – говорит Самир. Они стали классиками электронной музыки, как (в своем стиле) – и Мадонна. Хотя ее называют эстрадной артисткой, она, считая себя «рабой ритма», вывела уникальную, по мнению Кулиева, форму: чтобы оставаться актуальной, нужно писать электронную танцевальную музыку. Выпустив альбом «Ray Of Light» с Уильямом Орбитом, Мадонна возвела себя в статус хаус-дивы.

Рассказывая о развитии электронной музыки, Самир Кулиев называет не только имена музыкантов, продюсеров, но и диджеев. На вопрос «является ли диджей артистом?» он твердо отвечает «да» и приводит в пример легендарного Ларри Левана, одного из своих героев, именем которого недавно назвали проспект в Нью-Йорке. Это высшая честь и стопроцентное признание того, что диджеинг – полноценный и полноправный вид искусства.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps