Converse Rubber Tracks: как выжить без лейбла и продюсера

Фирма Converse устроила международный конкурс в поддержку начинающих музыкантов, в рамках которого в разных городах мира открылись студии, украшенные лучшими современными художниками. В них молодые музыканты, победители проекта, смогут записать свои треки под руководством специалистов. Конкурс был запущен и в Москве. В финале профессиональным жюри будут отобраны 10 лучших независимых команд, которые смогут не только зафиксировать свои опусы, но также принять участие в большом концерте вместе с группой Brainstorm. Один из членов жюри – преподаватель Umaker, теле-, радиоведущий, актер, режиссер, диджей и продюсер Константин Михайлов – устроил для студентов школы мастер-класс Converse Rubber Tracks. В нем приняли участие любимая группа Umaker, лидеры современной независимой сцены Guru Groove Foundation, гранж-коллектив Prana, который активно гастролирет по миру и всегда разогревает легендарных Guano Apes, когда музыканты приезжают в Россию, а также преподаватель курса Logic Pro X Александр Melodica Красовский – музыкант, создающий музыку в стилях прогрессив-транс, прогрессив-брейкс, дабстеп, драм-н-бэйс. Все они не вписываются в рамки теле- и радио-формата, не связаны никакими обязательствами с рекорд-лейблами, работают без продюсеров и самостоятельно продвигают собственное творчество. О том, как это можно делать сегодня, и с какими проблемами придется столкнуться начинающим артистам, они и рассказали гостям.

В идеале лейблы и продюсеры должны полностью выстраивать стратегию продвижения своих музыкантов на рынок, заботиться о формировании их имиджа, росте узнаваемости своих подопечных и, в конечном итоге, монетизировать их творчество, поставив проект на бизнес-рельсы. Во всей этой системе большую роль также играют ротации песен на радио и видеоклипов на ТВ, однако проблема в том, что музыкальное пространство в России сегментировано. Между миром поп-музыки и альтернативой (сюда можно включить и инди-музыку, и джаз, и рок, и многие другие более сложные жанры) существует огромная пропасть. Константин Михайлов утверждает: после того, как примерно 15 лет назад власть на радио захватили маркетологи, думающие только о том, как максимально повысить рейтинги (а сделать это можно, лишь предлагая в эфире легкую поп-музыку для массового потребления), исчезли радиостанции, которые готовы ставить композиции молодых независимых артистов. При этом, например, Россия сейчас находится на втором месте по количеству заявок от музыкантов, поданных на конкурс Converse Rubber Tracks, а это значит, что есть острая необходимость создания такой радиостанции, и, возможно, это произойдет в ближайшем будущем – если не на FM-волнах, то в интернете. А пока об этом только идут разговоры, артисты рассказывают, как подогревают интерес публики к себе другими способами.

Татьяна Шаманина, Guru Groove Foundation:

– Наша идея изначально заключалась в том, чтобы объединить в команде людей, которые хотят делать качественную музыку и продвигать прекрасное в массы. Это у нас получилось, но работать всегда приходилось самостоятельно. У нас была неудачная попытка сотрудничества с лейблом, после которой мы окончательно отказались от подобных идей. У нас есть человек, который сумел направить развитие группы в нужную сторону, формирует наш имидж, работает над брендом, но мы нашли его сами. Проблема в том, что продюсеры и лейблы в нашей стране ломают артистов, подгоняют их под свои лекала, ограничивают жесткими жанровыми рамками. В итоге мы поняли, что сами можем делать больше, чем если бы были привязаны к какому-то условному «дяде». Первые деньги, которые мы смогли потратить на собственное продвижение, были заработаны концертной деятельностью. Сегодня невозможно заработать, продавая музыку в интернете, а тем более на физических носителях (эта индустрия уже не работает). Чтобы проект был жизнеспособным и мог развиваться, нужны гастроли, сольные выступления в своем городе и, если есть возможность, корпоративы. Если говорить о команде единомышленников (а такая команда нужна), у нас есть человек, помогающий нам оформлять релизы, есть профессиональный фотограф, опытный пиар-менеджер, работающий с инфоповодами. Мы сотрудничаем с выпускающей компанией, но речь идет только о выходе альбомов, то есть мы работаем с ней исключительно тогда, когда нам нужно представить очередной релиз, и не связаны никакими обязательствами.

Prana:

– Нас приняла зарубежная публика, но все свои выступления там мы организовывали самостоятельно, исколесили практически весь мир на своем микроавтобусе, продавали в разных странах диски, которые изготавливали сами, а также «фирменные» футболки и другой мерч. Провезти такую продукцию легально очень сложно, так что мы просто доставали майки из пакетов и прятали в своих вещах в чемоданах. Если говорить о работе на одной сцене с такими мастодонтами, как Guano Apes или Garbage, они открыты к сотрудничеству, если им понравится ваша музыка, до них можно достучаться, просто используя интернет. Нам часто приходится нелегко, но для нас гранж (та музыка, которую мы играем) – это свобода. Главное делать то, что тебе хочется. Говоря о перспективах развития, нам бы хотелось издаться на зарубежном лейбле, сотрудничать именно с западными компаниями, но пока мы не достигли для этого нужного уровня.

Александр Melodica Красовский:

– Еще в девяностые я столкнулся с системой работы так называемых «лейблов» в России. Я нашел студию, на которой захотел записать свои произведения, начал работу. Человек, именовавший себя продюсером, долго слушал мои эксперименты, а потом сказал, что я делаю непонятную музыку и из этого ничего не получится. Второй эпизод произошел тогда, когда я столкнулся с непрофессиональным звукорежиссером. Сначала он шокировал меня и коллег тем, что пришел на сессию с пивом и воблой в зубах, потом (еще больше) тем, что просто забыл прописать некоторые партии, и конечный материал можно было выбрасывать в помойку. С тех пор я зарекся сотрудничать со специализированными компаниями. Я полностью делаю музыку самостоятельно, работаю в программе Logic Pro и продвигаю ее в сети. Одно время я сотрудничал с Владимиром Фонаревым, который заметил меня, и моя музыка стала звучать на электронной радиостанции, но потом наступил век интернета, и для многих тогда это было шоком: существующие схемы работы перестали функционировать, а сетевая структура еще была не сформирована. Сейчас, конечно, интернет – основное средство продвижения, если грамотно использовать этот ресурс.

Музыканты сошлись во мнении: сегодня нужно максимально использовать сетевые ресурсы, развивать социальные сети, Instagram, не бояться выкладывать свои произведения в интернет. Конечно, лучше озаботиться регистрацией авторских прав, но это не обеспечит финансового благополучия: система авторских отчислений работает только за рубежом, в России же ни РАО, ни локальные организации, по сути, не выполняют своих функций. Также существует система глобальной нтернет-дистрибуции: есть компании, которые на основании определенного договора размещают треки музыкантов в различных музыкальных магазинах, а за дополнительные деньги запускают и рекламные кампании. Важен и человеческий ресурс: профессионалов, которые помогут продвигать ваш продукт, можно найти, например, и среди собственных поклонников. Сарафанное радио в нашей стране часто работает лучше и эффективнее, нежели продюсерские центры. Можно кинуть клич на своих страницах в соцсетях, и шанс найти хорошего пиар-менеджера, дизайнера, администратора в своем фан-клубе, даже если он пока невелик, есть всегда. Людям же, мечтающим самим взяться за продюсирование начинающих артистов, необходимо специализированное образование, которого опять-таки практически нет в России, в отличие от Америки и Европы, однако появление таких школ, как Umaker – большой шаг на этом пути, что отметили все участники мастер-класса Converse Rubber Tracks.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps