DJ Сухов: современные технологии распространения музыкального контента

Каждый трек для своего создателя – как ребенок, и музыкант, конечно, мечтает о лучшей судьбе для него. Сегодня, чтобы о «детище» узнали, композиция, альбом или сингл должны прежде всего появиться в Интернете, желательно на таком ресурсе, который активно посещают пользователи в поисках новой музыки. Легендарный представитель клубной сцены, DJ, ведущий радио-шоу «Garage», создатель лейбла Garage Sound System, креативного агентства Garage Music Management и звукозаписывающей компании GSS Олег Сухов рассказал студентам Umaker о том, как выйти на музыкальный рынок, используя сетевые технологии распространения и продвижения треков.

Глобальная электронная дистрибьюция – то, чем занимаются все лейблы и продюсеры. Первый шаг к успеху и последующей монетизации творчества – размещение его на крупных интернет-площадках. Сегодня два самых крупных игрока на рынке – Itunes, кейс, придуманный компанией Apple, и шведский сервис Spotify. Их системы работы различаются тем, что первый продает непосредственно треки, второй – стриминг, то есть возможность прослушивания. В последнее время стриминг продается лучше, но статус Itunes чуть выше. В профессиональной среде даже бытует мнение, что если артиста нет на Itunes, значит, его нет в индустрии. Известен также ресурс Beatport, любимый многими музыкантами, но сейчас он сильно сдает позиции. Любая дистрибуция предлагает пакет, который включает 50-60 магазинов. Кроме Itunes и Spotify, среди них есть еще примерно 5-6 магазинов, от которых может быть реальный толк.

При желании воспользоваться возможностями глобальной электронной дистрибуции артист или продюсер может столкнуться с определенными препятствиями. Первое – это отношение к вам как к игроку на рынке. Крупным дистрибьюторским компаниям неинтересно общаться с мелкими поставщиками. Вторая проблема – отсутствие согласованной технологии передачи материала. Этим как раз и занимается глобальная дистрибуция, которая создает пакеты документов для рассылки по всем магазинам, ведет полную финансовую отчетность, которую вы потом видите в своем бэк-офисе. Сбор и передача этих данных, администрирование – большая работа, которую в крупных фирмах осуществляют в среднем 100-150 человек. Это позволяет самим артистам спокойно заниматься творчеством, не думая о реализации своего «продукта». Чтобы получить такой статус, надо пройти определенный путь. Для начала – грамотно выбрать дистрибутора. Все они по-разному относятся к клиентам, ставят различные условия сотрудничества (процент, который просит компания за продажу вашего контента, может варьироваться примерно от 10 до 40%, если же речь идет о малоизвестных артистах, она может запросить гарантированную стартовую плату за само размещение релизов). Прежде чем начать работать с одной из таких организаций, важно внимательно прочитать пользовательское соглашение на сайте, чтобы впоследствии не столкнуться с неприятными сюрпризами: например, немецкая компания Feiyr.com берет с правообладателя по 30 евро за каждое удаление трека с ресурса. Есть и такие фирмы, которые не взимают никакой платы, но не стоит удивляться, что в случае возникновения каких-то трудностей, необходимости удалить или редактировать релиз, вам могут просто не ответить на ваш запрос. Подводных камней может быть множество. Поэтому лучше самостоятельно изучить список ресурсов и понять, какой подходит именно вам по условиям. Кроме немецкой дистрибуции, о которой говорилось выше, есть множество других: например, французская компания Believedigital.com, более 10 лет существующая на рынке. Вся отечественная поп-музыка уходит в Itunes именно через нее. Сложность в том, что московский офис берет дополнительные 10% за сотрудничество, и итоговая прибыль издателя резко падает. Есть российский проект IMixes с дружелюбным интерфейсом, на сайте которого можно найти ответы на многие важные вопросы, возникающие у человека, впервые сталкивается с электронной дистрибуцией. Некоторые рекомендуют англо-российскую фирму Sundesiremedia.com, популярна также Label-worx, услугами которой пользовались многие небольшие российские и зарубежные независимые компании.

Помимо индивидуальных правил, которые каждая структура вырабатывает самостоятельно, есть стандартные условия участия в электронной дистрибуции. К сожалению, часто одно из них – резидентство издателя в Евросоюзе. Увы, многие дистрибуторы не работают с российскими клиентами. Это связано с несерьезным отношением в России к авторскому праву, закон о котором очень строго соблюдается в Европе. Условие, вытекающее из предыдущего, – наличие лицевого счета в одном из банков ЕС. Также важно, чтобы у издателя был физический адрес для получения корреспонденции, контрактов и прочих документов. Хотя возможны вариации, в среднем дистрибуция получает 20% от реализованного контента. Она предлагает платные услуги по его продвижению и прочие сервисы, необходимые для публикации (коды EAN и ISRC, обложки релизов). Одна из ее функций – обеспечение передачи издателю информации от третьих лиц (рекорд-компаний), заинтересованных в распространении контента правообладателя. Реальность указанных данных, таких, как номер телефона и адрес электронной почты, проверяется администрацией ресурса. Регистрация несовершеннолетних запрещена. Для того, чтобы опубликовать произведение, не нужно прибегать к услугам третьих лиц. Дистрибуция претендует только на право цифрового распространения треков, все остальные права остаются за издателем. Важно, что все подобные ресурсы принимают только файлы в формате wav (16 бит, 44100 Гц). Актуальный список ресурсов, задействованных в электронной дистрибуции, обычно публикуется в разделе «Партнеры», и издатель может выбрать любой набор порталов для публикации своих произведений. В большинстве случаев клиент не может определять цену за свои публикации самостоятельно. Все порталы имеют установленные прайсы, которые варьируют в зависимости от системы и предложения. На цены, определяемые порталами, повлиять нельзя, но можно выбрать один из ценовых диапазонов, предлагаемых ими. Для крупных клиентов существует специальный доступ с загрузкой полей БД при помощи Excel и XML-файлов. Дистрибьюторские компании не занимаются на безвозмездной основе популяризацией контента. Главная ее функция – его распространение.

Отдельная тема – взаимодействие электронной дистрибуции с обществами защиты авторских прав. Сбор гонораров за реализацию продукции осуществляет, как правило, Российское Авторское Общество (РАО). В России есть около 20 организаций, занимающихся сбором подобных отчислений. Каждый, кто обладает авторскими правами (составитель текста, композитор), получает выплаты, основанные на этих правах. Некоторые порталы сами регистрируют свои продажи у таких обществ охраны авторских прав. Продавать музыкальные произведения через электронную дистрибуцию можно и не являясь членом авторского общества. В среднем Авторское Общество претендует на 15% от каждой продажи. Если ваш контент не зарегистрирован ни в одном из АО, вы значительно упрощаете работу для электронной дистрибуции и, вероятно, увеличиваете свой реальный доход.

Количество компаний, предлагающих услуги электронной дистрибуции, в ближайшие годы увеличится. Они будут еще плотнее взаимодействовать с другими интернет-сервисами, социальными и мобильными сетями, а также искать новые возможности для продвижения контента своих клиентов. Если вы решили получать прибыль от продажи своей музыки, у вас есть два пути. Первый – вести переговоры с каждым из крупных игроков рынка отдельно. 50% прибыли, получаемой сегодня от продажи электронной музыки, сосредоточено на порталах Spotify и Itunes. Чаще всего они не вступают в переговоры с небольшими издателями. Второй и единственной, по мнению DJ Сухова, альтернативой может быть работа через электронную дистрибуцию, которая решит проблему попадания вашего контента на глобальный музыкальный рынок с наименьшими затратами. Ни одна из них, конечно, не заменит полноценного сотрудничества с авторитетной рекорд-компанией, однако эта технология дает реальную возможность проверить качество и коммерческий потенциал вашего контента.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps