Драм-машины: от музыкальных шкатулок до современных инструментов

Ритмическая составляющая – это основа практически любой композиции, если, конечно, не говорить об эмбиенте, лаунже и подобных «релаксационных» направлениях электронной музыки. Без концептуальной барабанной партии, которая во многом создает настроение трека, представить его себе довольно сложно. Однако хорошо записать ее вживую – задача, требующая сил и довольно больших денежных затрат, поэтому сегодня большинство музыкантов, которые сами работают над аранжировками, используют барабанные семплы, берут готовые лупы, компилируя их в определенной последовательности в зависимости от творческой задачи, либо просто создают ритмические партии с помощью других звуков. В этом многим артистам помогают драм-машинки – приспособления, которые были специально придуманы для работы с барабанными партиями. Их также называют ритм-боксами, грувбоксами (этот термин ввела в обиход компания Roland, в свое время совершившая революцию на рынке электронных устройств, речь о которой пойдет позже) или ритм-машинками. По виду они чаще всего напоминают небольшой чемоданчик. В них есть несколько составляющих: генератор тона (в нем находится «библиотека» барабанных и перкуссионных звуков), встроенный секвенсор, который позволяет изменять различные партии, кнопки-пэды (с помощью них ритмические партии могут создаваться вручную), и память (в ней, соответственно, сохраняются паттерны – этим термином называют ритмические рисунки).

Прообразом драм-машинок стали еще музыкальные шкатулки, которые выпускались в XIX веке. Позже производители электроорганов добавляли к своим инструментам специальный модуль, обеспечивающий ритмическое сопровождение во время исполнения произведений. Сигнал создавался аналоговым способом, выбирать можно было темп и стиль такого аккомпанемента (танго, вальс или свинг, к примеру). Самый первый «официальный» ритм-бокс изобрел в 1930 Лев Термен (отец легендарного терменвокса), он назывался Ритмикон. Существовало, правда, всего 3 модели устройства, и, конечно, оно лишь отдаленно напоминало своих современных последователей. Ритмикон (как очевидно из названия) ритмично воспроизводил звуки определенной частоты, высота которых опиралась на сетку обертонов. Ритмический рисунок создавался нажатием на клавиши, в результате которого возникали пульсации различной высоты в различном темпе.

В 1957 году фирма Chamberlin выпустила драм-машину Rhytmate, воспроизводившую ритмические рисунки с помощью отрезков магнитной ленты. Позже эта же компания изобрела знаменитый (и работавший по такому же принципу) меллотрон – электромеханический полифонический клавишный инструмент. В 1959, благодаря производителю Wurlitzer, появилась первая коммерческая драм-машина, воспроизводящая 10 перкуссионных звуков. Одной из ее функций было создание ритмического аккомпанемента к игре на органах, которые также выпускала эта фирма.

Если основой конструкции Rhytmate были вакуумные лампы, то в 60-х транзисторы заменили их. Знаменательным стал 1967 год, когда бизнесом занялась компания Ace Tone. Потом она переименовалась в Roland и стала одним из главных лидеров по производству синтезаторов. Ее разработка – машинка FR-1 Rhytm Ace, которую потом активно использовала для создания автоматического ритмического сопровождения компания Hammond, выпускающая органы. Машинка воспроизводила 16 ритмических рисунков, которые также можно было компилировать, зажимая сразу 2 кнопки. Своим звучанием это устройство во многом предвосхитило дальнейшую эволюцию электронной музыки.

Компания Roland достаточно быстро смогла занять место под солнцем. В 1978 появился ритм-бокс Roland CR-78 – уже не только для создания ритмов, но и для их записи в специальных ячейках памяти, а в 1980 фирма стала законодателем в среде производителей драм-машинок, представив на рынке культовое устройство Roland TR-808. Чуть позже (спустя всего три года) появился и следующий образец – Roland TR 909. Две этих модели и сейчас активно используются электронными музыкантами и продюсерами во всем мире. Тем не менее сначала судьба TR-808 складывалась непросто. На рынке у нее сразу появился конкурент – LM-1 Drum Computer Роджера Линна, устройство, напоминавшее по звуку настоящие барабаны, в то время как ритм-бокс Roland отличался тонким электронным звучанием. Хотя конкурент стоил 4 с половиной тысячи долларов, а TR-808 – чуть больше тысячи, в 1983 году из-за «странного» звучания и низкого уровня продаж Roland сняли с производства. Но, как ни странно, это лишь способствовало росту популярности модели: на развалах ее стали продавать всего за сто долларов, и многие музыканты, которым нужно было именно электронное звучание барабанов, стали активно покупать ритм-машинку. Так, она стала первой общедоступной драм-машиной в истории, ее использование сыграло огромную роль в развитии новой волны электронной музыки, и многие продюсеры доказали, что Roland TR-808 – одно из лучших изобретений на рынке. Его хвалили, например, известные музыканты, играющие и создающие Детройт-техно. Карл Крэйг называл модель «самой вечной драм-машиной, из которой можно выжать гораздо больше, чем из других», Хуан Аткинс активно использовал ее не только для работы на студии, но и для своих диджей-сетов, а знаменитый мастер продакшна Роберт Хенке утверждал, что TR-808 – «настоящее произведение искусства».

Если звучание почти всех драм-машинок, описанных выше, основывалось на аналоговом синтезе, то в какой-то момент стало стремительно развиваться цифровое строение синтезаторов, воспроизводящих семплы. Пионером как раз стал уже упомянутый Linn LM-1, следом за которым модели подобных грувбоксов начали выпускать и другие фирмы. Среди них – Drumtracks, E-mu Drummulator, Sequential Circuits, Oberheim DMX, Tom. Комбинированной моделью (кстати, одной из первых в истории, у которых есть внутренний MIDI-интерфейс) стала именно Roland TR-909, в которой кроме аналоговых звуков барабанов были семплы хай-хета и тарелок.

Эволюция происходило очень быстро, скоро практически все фирмы, выпускающие различные музыкальные инструменты, стали производить и драм-машинки – этот бизнес был плотно поставлен на рельсы. Сегодня в продаже можно найти ритм-боксы Yamaha, Casio, Alesis, Korg, Pearl, Clavia и многих других компаний.

DAW

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps