Елена Батинова: как найти свой образ в эфире


 
Радиорубка – сцена с невидимыми актерами. Особенность работы ведущего в том, чтобы играть роль, проявляя харизму, интеллект и находчивость, но при этом оставаться собой, завоевывая доверие слушателей. «Когда выходишь в эфир, нужно точно знать, кто ты – «добрая мамочка», «стерва» или «девочка-зажигалка», – говорит радио- и телеведущая Елена Батинова, – я – вечная травести, жизнерадостная «одиннадцатиклассница». В ее послужном списке – работа на «Европе плюс», «Маяке», «Радио Русский Берлин» в Германии, станции «Весна FM». Сейчас Елена ведет утреннее шоу «Бестолочи» на BEST FM вместе с Павлом Кирилловым и Еленой Ветровой. На мастер-классе она рассказала, как найти свой уникальный образ, зачем нужно представлять, к кому ты обращаешься, произнося текст, и почему «злой» ведущий должен быть умным.
 
История Елены Батиновой подтверждает – пути на радио неисповедимы. Она попала туда случайно. Началось с того, что будущая ведущая придумывала и читала на рынке рекламные ролики о представленной продукции, а потом по совету сестры решила записать демо и устроилась на местную радиостанцию в Волгограде. События развивались стремительно, и уже через два года она переехала работать в Москву. О радио прошлого Елена, как и многие коллеги, вспоминает с ностальгией: в золотые времена эфир был более живым, с многообразием рубрик, интересных звуковых элементов и отбивок. Ведущие придумывали креативные ходы, собирали и сочиняли любопытные истории, а не читали новости из интернета. Поиск песни за 30 секунд, которую только что заказал слушатель, из горы CD-дисков за спиной был настоящим экстримом. Отношение к диджеям тоже было другим – как к кумирам и небожителям, но ситуация быстро изменилась: сейчас слушатели общаются с ведущими на равных, могут дискутировать, спорить с ними и выражать любую реакцию, позвонив в прямой эфир.
 

 
Елена Батинова уверена: такая расстановка сил – большой плюс, и диджеи должны быть максимально искренними, не изображать кого-то из себя, но иметь свою индивидуальность. Прежде всего, нужно провести психологический анализ и найти свои сильные стороны, понять, какие качества помогут вам стать узнаваемыми, завоевать свою аудиторию и будут отличать вас от коллег. Главный инструмент, которым радиоведущий «рисует» свой автопортрет, – голос. Слыша его, люди представляют конкретный образ. С ним они и будут ассоциировать диджея каждый раз, когда он выходит в эфир. Нужно учиться управлять тембром, менять интонационную окраску и обязательно представлять того, к кому вы обращаетесь, будь-то лучший друг или компания приятелей в кафе. Тогда возникает диалог, и пропадает неприятное ощущение, что человек читает заранее заготовленный текст с листа.
 
У всех свой характер и темперамент. На радио нужны самые разные ведущие (хотя «злым», по мнению Елены, часто не хватает интеллекта, другое дело уметь парировать и иронизировать). Ее главное правило – вызывать реакцию: слушатели могут любить или ненавидеть вас, но если они равнодушны – это катастрофа. Чтобы избежать этого, нужно уметь удивлять публику, постоянно развиваться, быть интересующимся человеком, потому что многие слушатели очень интеллектуально развиты. Если в багаже не хватает интересных историй из личного опыта, их можно сочинять. Батинова призналась: в одном из шоу несколько лет назад ей даже приходилось придумывать смс от слушателей, чтобы активизировать обратную связь. Есть разные способы общения – игры, розыгрыши, опросы. Хотя сейчас она выходит в эфир с двумя соведущими, и у нее большой опыт работы в паре, вести программу самостоятельно, по ее мнению, проще: «Когда ты один, зависишь только от себя и налаживаешь прямой контакт со слушателем, устраиваешь настоящий интерактив, можешь разговорить человека. Работа с партнером – как игра в пинг-понг, вы должны хорошо изучить, слышать и чувствовать друг друга, быть как «муж и жена». Темы, которые лучше не поднимать, обсуждаются с коллегами заранее, как и распределение ролей. Традиционная расстановка, если в радиорубке трое, – «ведущий», «ведомый» и «бог», как называет эту роль Елена, – человек за пультом, который режиссирует шоу.
 
Диджеи на радио, особенно ведущие утренних шоу, часто страдают нехваткой сна и хронической усталостью. Для борьбы с ними у Елены Батиновой один рецепт: «Есть магия эфира. Когда включается микрофон, состояние меняется. Самое главное – получать удовольствие от своей работы. Только тогда ты будешь интересен людям».
 

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps