Владимир Фонарев : психология танцпола

То, ради чего диджей выходит на сцену, – живое взаимодействие с публикой. Если его задача состоит только в том, чтобы похвастаться мастерством и показать, как ловко он умеет жонглировать техническими приемами, вечеринка не удастся, и, скорее всего, большинство людей уйдут разочарованными. Легендарный электронный музыкант Владимир Фонарев, преподаватель школы UMAKER, рассказал о важнейших составляющих психологии танцпола, о том, как она формируется, и с помощью каких средств можно выстроить гармоничное общение с залом.

Фонарев убежден: танцевальная площадка – тот же самый театр, где есть актер, в роли которого выступает диджей, и публика, пришедшая стать соучастником музыкального «спектакля». Ее поведение и отношение к человеку за пультом зависит от того, знает ли она его или нет. Если люди пришли послушать конкретного артиста, им нравится его стиль, фирменный почерк, подача, то ему самому, конечно, значительно легче работать с ними. Он изначально понимает, что от него ждут чего-то уже знакомого, полюбившегося, но обогащенного какими-то новыми элементами Если же диджей малоизвестен, его задача гораздо сложнее: он должен прежде всего построить мостик между собой и слушателем, наладить контакт.

«Шагов по катализации этого контакта может быть несколько, – говорит Владимир Фонарев, – все зависит от обстоятельств, в которых находится диджей». Оценив обстановку, он должен уже на стадии подготовки к выходу задуматься – какая музыка по темпоритму, стилистике, эмоциональной окраске будет в данный момент оптимальной для его выступления, и начать искать. Первая пластинка должна быть открытием: люди должны заострить на ней особое внимание. Психологически это та самая «одежка», по которой публика встретит диджея и подсознательно сформирует свое к нему отношение. При подборе «первой ласточки» нужно учитывать контекст. Многое зависит от того, открывает ли он вечеринку, играет ли он в прайм-тайм – в то время, когда на него делаются максимальные ставки, сам ли он является хедлайнером или закрывает ночь, когда после шоу главного героя важная задача – красиво продолжить программу и мягко завершить ее. Везде есть свои плюсы и минусы, привилегии и сложности. Оценить и испытать их на себе можно, только самостоятельно выходя на сцену, постоянно практикуя и тренируясь. «Когда водителя спрашивают, как он переключает скорости, он только удивленно смотрит на собеседника, – смеется Владимир Фонарев, – точно так же диджей: чем дальше, тем больше учится работать по наитию, когда в голове автоматически включается встроенный процессор, и ты знаешь, в какой момент нужно поднять градус выступления, в какой опустить, чувствуешь эмоции толпы».

Главное, по мнению мастера, – уметь найти баланс между тем, что нравится самому диджею, является его музыкальной концепцией, творческим видением, и настроением аудитории. И именно диджей, уловив это настроение, создает атмосферу. Он – как рассказчик, который с помощью музыкальных фраз, композиций ведет свое повествование. Если оно вызывает отклик, затрагивает душу слушателя, то он будет предан повествователю, но как только последний теряет нить или забывается, слушатель теряет внимание. Владимир Фонарев также точно сравнивает профессию диджея с катанием на серфе: «Ты берешь доску, идешь в море, не зная, как оно встретит тебя, ловишь волну и плывешь по ней, стараясь удержаться. Каким бы профессионалом ты ни был, всегда есть опасность, что упадешь. Один из самых неприятных моментов, с которыми можно столкнуться, – выступление после какого-нибудь эгоистичного персонажа, который вдруг решил «самореализоваться», «долбит» так, как ему хочется, не думая о формате мероприятия, о внутренней драматургии. Если твоя музыка по стилистике и настроению сильно отличается от его, может потребоваться от 20 минут и больше, чтобы переформатировать публику под себя. Здесь начинается хождение по минному полю: ты тестируешь разные треки на публике, наблюдаешь, что нравится ей, а что, может быть, вызывает отторжение, и, исходя из этого, выстраиваешь свой сет». В идеальной ситуации диджей выходит на танцпол, видит поднятые руки, горящие глаза и фразу, пульсирующую в них: «Мы готовы». Тогда, по словам Владимира, все напоминает встречу со старыми друзьями, когда вы обнимаетесь, перекидываетесь парой фраз и начинаете оживленный диалог. Если же диджей попадает в незнакомую или даже «враждебную» среду, Фонарев рекомендует: «Найдите в толпе пару глаз, которые заинтересуются вами, и начните разговаривать с этим человеком с помощью музыки. Поверьте, пройдет какое-то время, и круг дружелюбно настроенных к вам людей расширится, вам станет легче, и вы будете чувствовать себя гораздо более уверенно».

Мастер отмечает несколько ошибок, которые могут привести диджея к «конфликту» с аудиторией, неудачным опытам и краху амбиций:

    1. Незнание музыкального материала
      Треки бывают спокойными, динамичными, ровными и эмоционально насыщенными, трансовыми, брейксовыми – определений по стилистике и настроению может быть множество. Важно иметь большой музыкальный багаж, хорошую память, чтобы разбираться в нем, и знать, в какой момент нужно поставить ту или иную композицию.
    2. Отсутствие харизмы
      Казалось бы, этот пункт сюда не вписывается: существует общее убеждение, что обаяние, притягивающее людей, не может быть приобретенным качеством. Однако Владимир Фонарев уверен: каждый при желании может, приложив определенные усилия и набравшись терпения, сформировать свой внутренний стержень, от наличия которого и зависит – харизматичен артист или нет.
    3. Страх перед выходом на сцену
      Его следствием, как правило, становится то, что диджей, выйдя на танцпол, упирается взглядом в пульт, боится поднять голову, посмотреть в глаза людей и, конечно, не может наладить с ними контакт. Волнение нужно преодолевать, для этого существует много различных психологических техник. Помочь может и самая простая мысль: люди приходят на вечеринку расслабиться и отдохнуть, а значит, априори не могут быть настроены агрессивно.
    4. Желание сделать из игры бизнес
      Всем творческим людям в идеале хочется зарабатывать на жизнь своим творчеством, но эта задача не должна быть первостепенной, иначе, как говорит Владимир, слишком велика опасность остановиться на определенном уровне и превратиться в бездушного ремесленника, который не думает о креативном подходе к диджеингу, о радости людей на танцполе и собственном развитии. Только когда играешь, искренне получая от этого процесса удовольствие, ощущая, что не можешь без этого, есть шанс стать настоящим артистом, раскрываться и реализовывать свой творческий потенциал.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps