Галина Ионова: «Голос – это паспорт человека».

Одно из любопытных и точно полезных для любого человека направлений обучения в школе UMAKER – курс «Техника речи». Его ведет один из лучших российских специалистов в своей области Галина Ионова, помогающая студентам не только научиться говорить четко, красиво и правильно, но также начать чувствовать себя уверенно во время публичных выступлений, переговоров и в общении с людьми в целом. В интервью Галина Александровна подробнее рассказала о своих занятиях, обозначила их главную цель и векторы развития в освоении речевой техники.

– Расскажите, пожалуйста, какова целевая аудитория вашего курса?

– Работать над техникой речи, прежде всего, необходимо тем людям, чья профессия связана с речевой коммуникацией: это – радио- и телеведущие, актеры, специалисты, занимающие руководящие должности на крупных предприятиях. Однако такие занятия будут полезны не только им, а всем, кто хочет научиться правильно говорить и поработать над своими проблемами. Поэтому ко мне приходят самые разные люди, – и те, кто просто чувствуют потребность позаниматься голосом, и профессионалы, работающие, например, в сфере медиа, которые хотят улучшить свои речевые характеристики. Но нужно понимать, что тем, у кого профессия напрямую связана с речью, просто необходим постоянный тренинг. Артисты, например, регулярно поддерживают форму на протяжении всей жизни, занимаются техникой речи не только во время обучения в театральных вузах.

– Тренироваться, заниматься и выполнять определенные упражнения нужно постоянно?

– Конечно. Мы показываем только направление развития, разделы обучения, то, как можно заниматься голосом и как поддерживать его в рабочем состоянии. Дальше же человек, исходя из своих природных данных, уже составляет для себя небольшую профессиональную гимнастику, вырабатывает свою систему подготовки к эфиру, определяет, сколько времени ему нужно для того, чтобы голос проснулся. Кому-то необходимо тратить на это 5 минут, а кому-то, например, полчаса. Здесь все индивидуально.

– Какие самые распространенные проблемы с речью встречаются сегодня?

– Речевые дефекты. Часто какие-то моменты правильного речевого развития были упущены еще в детстве, есть люди, которые просто небрежно относятся к своей речи. Встречается очень много неправильных прикусов, у многих проблемы с зубами. В этом случае постановка звука усложняется, потому что звук воспроизводится правильно при правильной постановке языка, отсутствии щелей между зубами, здесь есть очень много тонкостей. Часто встречается также слабое речевое дыхание.

– Речевые проблемы в основном носят физиологический характер, или чаще всего дело в психологических зажимах?

– В том-то все и дело, что если «корень зла» кроется в психологических зажимах, проблемы убираются довольно просто. Но часто люди приходят изначально с такими физиологическими данными, когда дефекты сложно исправлять. Хотя сегодня такое время, когда ведущий может быть любым: нужно просто придумать оправдание, почему человек с определенными особенностями речи ведет ту или иную программу. Но это допустимо только для развлекательного формата передач, если же вы ведете серьезную политическую программу, постановка речи должна быть идеальной.
– Существуют ли неразрешимые проблемы, или все дефекты можно исправить, подкорректировать?

– Я не встречала безнадежных случаев. Помочь человеку можно всегда, хотя бы, как вы сказали, подкорректировать его произношение, например.

– Из каких составляющих складывается правильно поставленная речь?

– Дыхание, дикция и голосовые данные. Если у человека правильное дыхание, то и его голос звучит по-другому. Дикция – это вежливость к другим людям: если у тебя ясное и четкое произношение, правильная манера выговаривать слова, то это демонстрирует уважение к собеседнику. Человек может, слушая вас, понять суть дела, разобраться в вашем обращении и не чувствовать дискомфорт. А когда нам непонятно, что говорит другой человек, когда нам приходится переспрашивать, напрягаться, то мы отключаемся от него, потому что голос либо располагает к собеседнику, либо, наоборот, – вызывает отторжение. Я всегда говорю студентам, что голос – это впечатление, которое мы производим, наша визитная карточка и одна из самых важных составляющих личности. Это некая самость, по сути – ваш «паспорт». И если, скажем, человек приходит устраиваться работать на радио или телевидение и у него проблемы с речью, это сразу понижает его шансы на успех.

– Насколько важно найти индивидуальный подход к каждому студенту?

– Это, безусловно, очень помогает и наладить с ним связь, и более продуктивно работать над проблемой, но если говорить о форме, то я предпочитаю групповые занятия. Людям сложно отслеживать самим себя, а когда они видят свои проблемы со стороны, начинают понимать, в какую сторону им двигаться. Я предпочитаю объединять людей в группы по дефектам, так быстрее идет процесс, потому что легкое волнение и чувство ответственности, которое возникает у человека при выполнении упражнений публично, только идут на пользу, делают его более уверенным в себе впоследствии. В коллективе также проще создать игровую ситуацию, через которую очень полезно работать. Хотя, конечно, есть и определенные индивидуальные задания, которые должен выполнять каждый, особые рекомендации. Я обучаю студентов по театральной методике, но если в институте мы занимаемся со студентами 4 года, то курс обучения в Umaker гораздо короче. За это время нужно просто объяснить студенту, что занятия речью – как гигиена, как ежедневная чистка зубов, и перед выходом в эфир или на сцену всегда нужно делать небольшую разминку. На курсе мы пытаемся объяснить, какой должна быть правильная речь, добиться того, чтобы человек почувствовал свое тело, понял, где у него находятся связки, дыхательный центр, какие проблемы у него есть, какие больные звуки. Потихонечку мы выстраиваем в голове студента новую систему. Заниматься самому по книжке гораздо тяжелее. Нужна обратная связь, чтобы кто-то мог послушать ваше дыхание, то, как вы воспроизводите звук, посмотрел, в какую сторону направлен язык. В этом специфика занятий.

– Бывает ли, что студенты обращаются к вам с просьбой изменить тембр голоса, например?

– И это тоже. Часто я сама даю такие рекомендации, когда слышу, что человек разговаривает чужим голосом, не нашел свой речевой центр. У каждого есть свой, природный голос, звучащий гармонично, но не все находят его. Иногда человек «визжит», говорит только головой, совершенно не пользуясь ни серединой, ни низами, тогда я пытаюсь показать ему путь, как можно это исправить. Здесь очень помогают игровые упражнения, сила воображения. На первых порах новый голос звучит неестественно, но постепенно происходят уже более органичные изменения.

– Как влияет изменение речи, голоса на жизнь человека?

– Очень сильно. Многие говорят, что после того, как они начинают заниматься, сначала ближнее окружение – родственники, самые близкие люди – отмечают, что человек стал другим. Я всегда говорю, что нужно продержаться, что это первый этап, на котором изменения бросаются в глаза, а потом все привыкают к новому голосу человека, и он только радует их. Я даю всем свои задания, например, особо робким и «визгливым» студентам говорю прийти в магазин и сказать громким голосом, чтобы все слышали: «Будьте любезны мне, пожалуйста, бутылку минеральной воды». Потом они рассказывают, как на них все смотрели, как у них это получилось. Это важный момент психологического преодоления.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps