Игорь Ружейников: 6 секретов мастерства радиоведущего

Из 23 лет на радио Игорь Ружейников (по образованию – историк) 7 лет проработал на «Маяке». На его профессиональном счету – огромное количество интервью с известными российскими и зарубежными личностями в самых разных областях, книга «Радиоактиватор», премия «Радиомания-2010» и целый ряд других творческих заслуг.  Мастер откровенно побеседовал со студентами и гостями школы UMAKER, рассказав о том, как следует относиться к профессии, развиваться в ней, общаться со слушателями, пополнять свой внутренний багаж и выстраивать приоритеты.

1.Радио продает и покупает людей 

Многие считают, что радио продает информацию, настроение, эфирное время. По мнению Игоря Ружейникова, все эти установки неверны: на его взгляд, любое средство массовой информации «продает» людей (как правило, это интересные публике персонажи и сами радиоведущие), чтобы «купить» аудиторию. Мастер уверен – в этом законе системы нет ничего, нарушающего какие-то моральные нормы, и к нему нужно относиться с пониманием. У любого диджея есть одна задача – привлечь как можно более многочисленную аудиторию и удержать ее. Работодатель ставит такую цель, но никогда не объясняет человеку, пришедшему на станцию, каким образом ее достичь. Максимум, что можно получить, – краткое описание целевой аудитории, остальное – дело рук самого ведущего.

2. Диск-жокей – это волшебник

Умение быть профессиональным диск-жокеем – высший класс радиоведущего. Игорь Ружейников говорит о том, что более значимых и крутых фигур на радио просто нет. В идеале – это человек, который знакомит аудиторию со своим мироощущением, с музыкой, одновременно формирующей и являющейся фоном этого мироощущения. Сейчас, по словам мастера, эта профессия практически убита: диск-жокеям выставляют жесткие требования, предоставляют строгий плейлист. «Я по пальцам одной руки могу пересчитать оставшихся в столичном эфире настоящих диск-жокеев, – комментирует ситуацию ведущий, – если я говорю «столичный эфир», то не высказываю пренебрежения в адрес других городов, просто так получилось, что Москва идет чуть-чуть впереди и задает все тренды». Тем не менее он рекомендует людям, которые сейчас пытаются овладеть этой профессией и каким-то образом изменить систему, не опускать руки, стремясь во что бы то ни стало добиваться поставленной цели: «У меня есть одна надежда – на тех, кто сегодня приходит на радио, потому что наше поколение давно сдалось».

3. Радиоведущий должен быть честным

Это не значит, что нельзя использовать маски, образы, работать над своим персонажем, которого представляет ведущий, – он может быть кем угодно, но точно знать, что и зачем говорит. В этом и заключается честность. Игорь Ружейников убежден, что, если телекамера (как ни странно) может завуалировать ложь, то микрофон никогда не прощает вранья. Когда человек слушает ведущего, он мысленно дорисовывает себе картинку, и если она не совпадает с сутью и интонацией услышанного, человек перестает ему верить, через какое-то время переключает радиоприемник и больше не возвращается к такой программе. Честность заключается и в умении преподносить информацию своими словами. «Я знаю только одного ведущего, читавшего свой текст по бумажке так, что никто бы и не догадался, но он гений в своем роде, не стоит брать с него пример», – говорит Игорь.

4. Радиоведущий должен думать о завтрашнем слушателе

Диджей не должен заботиться о том, сколько человек слушает его передачу в данный момент, главное – кто из этих слушателей вернется на следующий день. В этом смысле радиостанцию можно сравнить с рестораном, находящимся не в туристическом городе, который существует за счет постоянных клиентов. Пытаться завоевать «вселенскую» любовь и понравится всем – это тупиковый путь: то, за что тебя полюбили сегодня, может надоесть уже через несколько дней. Самое главное – уметь заинтересовать аудиторию. В нашей стране слабо развита система радиомониторинга. Фактически единственный способ проверить уровень резонанса – обратная связь (звонки в эфир, смс, комментарии в соцсетях). Если ведущий за один день получает 100% положительных отзывов, это заставляет задуматься об уровне его профессионализма, должно быть какое-то количество несогласных, тех, с кем можно вести дискуссию. Иногда умение вывести человека из зоны комфорта помогает заинтересовать его и мотивировать к прослушиванию программы впоследствии.

5. Слушатель – это средство

У радиоведущего есть ограниченный набор инструментов, используя которые, он стремится привлечь свою аудиторию. Один из самых эффективных – это человек, дозвонившийся в эфир. «Что вы выберете, если у вас есть возможность показать слушателям, что позвонивший, допустим, не так умен, как они, и привлечь еще 1000 человек к аудитории, либо побеседовать с ним в эфире несколько минут и потерять 500 слушателей? Я думаю, ответ очевиден, – говорит Игорь Ружейников, – человеческая психология устроена таким образом, что людям нравится видеть кого-то, кто глупее их». Он обращает внимание потенциальных радиоведущих на то, что они приходят на станцию работать, а значит – должны уметь оставлять голову холодной и быть профессионалами. Это не значит, что нужно жертвовать моральными принципами: «Табу для меня – это тема личной жизни, – объясняет мастер, – также я не приемлю хамства и бестактности».

6. Радиоведущий готовится к эфиру постоянно

Игорь Ружейников советует начинающим диджеям постоянно пополнять свой багаж, читать книги, смотреть фильмы, находить и слушать новую музыку, потому что каждая деталь с личного «чердака» может оказаться нужной в любой момент эфира. В чем-то система радио сегодня стала лояльнее: например, не обязательно иметь московское «произношение», чтобы работать в эфире, а дефекты речи даже могут стать «фишками» ведущего, но необходимо знать предмет и уметь показать свою заинтересованность в нем. Это касается общения и с аудиторией, и с героями, приходящими в студию.

 

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps