Индастриал – электронная музыка без правил

Среди многообразия стилей и жанров это направление электронной культуры всегда отличалось ярко выраженной, радикальной экспериментальной направленностью и особой эстетикой, пестующей механические, промышленные звуки или их имитацию. Люди, создающие такую музыку, могут вдохновляться гулом труб, треском дров в костре, лязгом тормозов и разнообразными шумами города. Индастриал возник как течение в 1970-е годы, превратился в целое культурное движение и уже в начале 80-х трансформировался в пост-индастриал и его многочисленные подстили. Самые известные артисты, активно использующие элементы индустриальной музыки в своем творчестве, – Мэрилин Мэнсон и группа Rammstein. Однако на мировой сцене и много других представителей жанра, активно собирающих толпы поклонников на своих выступлениях, – Hocico, Combichrist, Einsturzende Neubauten, Laibach.

На становление движения сильно повлияли радикальные перфомансы и литература. Предтечей во многом были футуристы с формой, подавляющей содержание произведений, сюрреалисты и дадаисты, любимыми темами творчества которых были мировая война и смерть. С индустриальными музыкантами их объединяло стремление разрушить традиционные рамки искусства, перевернуть представления о живописи, литературе, музыке, желание обратить внимание в своих опусах на глобальные проблемы человечества. Именно поэтому индустриальная (в дальнейшем под этим термином будет иметься в виду пост-индустриальная) музыка часто отличается холодным звучанием, мрачностью, резкостью, в ней часто используются шумовые элементы, крики вместо привычных звуков инструментов и стройных гармоний.

Первыми «индустриальщиками» можно назвать композиторов, искавших экспериментальные способы самовыражения, когда только наступил XX век. Культовые произведения того времени – «Технический манифест футуристической музыки» Балиллы Прателла, знаменитый текст «Искусство шумов» Луиджи Руссоло. Российские творцы тоже вдохновлялись подобными идеями: например, Александр Скрябин мечтал придумать строй музыки, в корне отличающийся от существующего. Однако реальные опыты возникли лишь в середине века за рубежом. В западных странах и Америке артисты стали пускаться в смелые эксперименты и импровизации. Главными экспериментаторами стали Cluster, Silver Apples, Клаус Шульц, Pink Floyd, Брайан Ино, Tangerine Dream. Silver Apples были из этой линейки, пожалуй, самыми активными. Они пускали в ход специальные электрические генераторы и вкрапляли в свои опусы сумасшедшие по конфигурации ритмы. Однако главные прародители индастриала – Throbbling Gristle. В 1976 году участники этого коллектива открыли независимую выпускающую компанию «Industrial Records». С ними делят титул основателей движения Cabaret Voltaire. Именно они вывели индастриал на мировой уровень, предвосхитили рождения и австралийских SPK, и немецких Einsturzende Neubauten, и американских Z’ev, Бойда Райса.

Они часто изобретали собственные способы звукоизвлечения. Бойд, к примеру, закрепил над струнами гитары вентилятор, что позволяло создавать особое звучание, Einsturzende Neubauten делали фантастические конструкции из труб. Кроме того, почти все они выпускали газеты, бюллетени, листовки, устраивали провокационные перфомансы (того же Райса выкатывали на сцену в железной клетке, в которую нередко в финале выступления летели ботинки фанатов и пустые бутылки). Местные власти не всегда положительно относились к подобным концертам: выступления Laibach в Югославии запрещали, но группа все равно устраивала шоу под другими названиями. Закончилось это тем, что ее участникам пришлось на три года уехать из страны. В ответ на агрессивные действия со стороны властей артисты выражали в музыке активный протест. Он был направлен не только против действующей системы правления и регулирования общества, но и против принятой системы создания композиций: в индустриальных треках может вообще не быть припева, либо наоборот – эта часть композиции повторяется, как мантра, а куплет отсутствует. Позже индустриальщики стали обращаться к деятельности поп-звезд – Донны Саммер, например, делая сумасшедшие каверы на их вещи.

Годом смерти индастриала считается 1981, когда Throbbing Gristle объявили, что отыгрывают свое последнее выступление, и отправили всем СМИ новость о наступлении века пост-индустриала и гибели его предшественника. Параллельно Cabaret Voltaire лишились одного из участников, создавшего свой проект. В 1983 появилась «Пост-индустриальная стратегия» SPK, которые поддержали настроения коллег. Музыканты описали в этом манифесте собственное видение дальнейшего развития культуры. Постепенно стали формироваться и новые стили – дарк-электро, аггро-индастриал, нойз, импровизационный пост-индастриал, EBM, техно-панк многие другие.

Пионерами в России стали Zoied, «Коммунизм» – детище Егора Летова, «Поп-механика» – команда, собранная Сергеем Курехиным, «Центр», Nuclear Losь, «Однокомнатная квартира», «Шесть мертвых болгар», «Ночной Проспект». Сегодняшние «передовики» пост-индустриальной сцены – это Torch Project, «Шумы России», Ultimate Soldier, Reutoff. Это первые имена, которые приходят на ум, но перечислять можно до бесконечности: в нашей стране существует целая плеяда интересных музыкантов, работающих в пост-индустриальном направлении.

Если несколько десятилетий назад для того, чтобы «ковать» индастриал, в ход шли собственные технические изобретения и различные бытовые приборы, сейчас современные технологии и программы представляют целый спектр возможностей для создания и воспроизведения этой музыки. Современные индустриальщики используют программы Ableton Live, Logic Pro X, Traktor Pro, синтезаторы, драм-машинки. Индустриальная музыка во многом предупредила рождение таких стилей, как хаус, техно и других направлений современной электронной музыки.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps