Ирина Миронова – секреты клипмейкинга

В школе Umaker прошел открытый паблик-ток с режиссером-клипмейкером Ириной Мироновой, которая уже более 15 лет находится в профессии и снимает музыкальные видео на песни известных исполнителей, работающих в самых разных жанрах. На встрече она рассказала о своей истории в шоу-бизнесе, своем видении творческого процесса, а также поделилась со студентами полезными советами, которые могут помочь начинающим клипмейкерам успешно реализоваться в будущем.
Хотя после школы Ирину не приняли во ВГИК, зато она поступила в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии на факультет прикладной космонавтики. «Я рада, что все так сложилось: именно там меня отлично подготовили к тому, чем я занимаюсь сейчас, – вспоминает режиссер, – во-первых, мои клипы – тот же космос, только такой, какой я придумываю сама, во-вторых, в институте мне посчастливилось пройти отличные курсы фотографии, там мы изучали всевозможные оптические приборы, так что я получила массу полезных технических знаний». После учебы Ирина должна была устанавливать на борту космических летательных аппаратов специальную съемочную технику для наблюдения за другими странами, но вместо этого она взяла камеру и пошла снимать клипы. Ее с детства завораживали мультфильмы, в которых показаны какие-то параллельные миры, и в итоге она решила, что сможет создавать их самостоятельно. «Так я и делаю свои «мультики», – улыбается клипмейкер, – я снимаю клипы для представителей любых музыкальных направлений – это и поп, и рок, и джаз, у меня даже есть фильм, снятый на классическую музыку, его я сделала по заказу старшей дочери Нурсултана Назарбаева, которая поет шедевры классики. Мы снимали в Питере, Париже, Москве, в степях Казахстана. Это была очень интересная работа».

В творческом багаже Ирины более восьмиста клипов, большую часть которых никто не видел: «Иногда ко мне обращаются люди с деньгами, которые просто просят сделать видео не для эфиров, а для личного пользования, – объясняет она, – какие-то работы есть на моем сайте, но далеко не все. Увы, многие артисты не разрешают использовать их для портфолио, и это целая проблема. Клип сегодня является не самодостаточным произведением, а субпродуктом, который нужен исполнителю для конкретных целей и становится, по сути, рекламным роликом. Иногда имя автора даже не указывается в титрах, и многие артисты не любят, когда режиссер выкладывает их видео на своей интернет-странице». Сегодня все российские клипы похожи друг на друга, а их создателям не дают возможности сделать работу максимально качественной – не хватает бюджетов. По словам Ирины Мироновой, раньше работать было легче и интереснее: «Однажды мне позвонила Алла Пугачева и предложила сделать несколько клипов на песни с ее нового альбома. Она сказала: «Делай, что хочешь», и даже не стала читать сценарий. Сейчас же артисты все чаще пытаются понять процесс, который они никогда не смогут изучить до конца, потому что это отдельная профессия. Я не лезу в их партитуры, но многие из них пытаются влезть в мою работу, и это очень мешает процессу. Например, не так давно одна певица заявила мне, что хочет выглядеть в клипе естественно, и ей не нужен грим. Все мои попытки объяснить ей, что свет искажает и необходимо все равно делать специальный макияж, не имели успеха. Подобные случаи происходят довольно часто. Раньше же мы просто отрывались. Помню, как я придумывала клип на песню Земфиры «Трафик». Мне пришла мысль о том, что пробки – это сложности человеческих отношений и одновременно зародыши отношений. Так я пришла к образу реальных человеческих зародышей и решила изящно и красиво заснять половой акт от начала до конца. Получилось очень здорово. Правда, потом меня вызвал «на ковер» Константин Эрнст, который в то время занимался Земфирой, сказав, что не может пустить порнографическое видео в эфир. Нам пришлось переделывать работу».
Ирина иронично сравнивает себя с героиней Ассоль, которая дождалась своего корабля с алыми парусами. Она всегда мечтала снимать клипы, говорила об этом всем, и в один прекрасный день к ней обратились люди с деньгами, предложившие стать режиссером их видео. Продюсером юной певицы оказался Юрий Айзеншпис, который при первом знакомстве даже не посмотрел на будущего клипмейкера, сказав, что лучше привлечь к работе человека с именем и опытом. Однако заказчики настояли на своем, и Ирина Миронова сделала видео «Теперь я знаю, как жить», после съемок которого подружилась с Айзеншписом, продолжила сотрудничество с ним и другими представителями шоу-бизнеса.

Идею режиссер всегда придумывает сама, но свои фантазии приходится «затачивать» под тот результат, который хочет получить артист благодаря клипу, пожелания, о которых исполнители должны детально рассказать во избежание дальнейшего недопонимания в работе. Многие музыканты считают, что при наличии массы современных технологий снять клип сегодня очень легко и, видя огромное количество хороших видео в интернете, уверены, что можно сделать не хуже. «Они не понимают, что эти работы создавались в течение десятилетий профессионалами из разных точек планеты”, – говорит Ирина Миронова. К своей фантазии она относится «просто и потребительски»: «Я не склонна к самолюбованию, я оказываю человеку услугу за деньги. Моя задача – уложиться в бюджет и сделать, исходя из реальных возможностей, наилучший вариант». Команда, как и используемая техника, – такой же инструментарий, и режиссер подбирает ее индивидуально под каждый заказ, потому что часто специалист лучше работает в каком-то конкретном направлении: например, один оператор мастерски снимает в интерьерах, другой – на улице. Нюансов очень много. «В клипе я советую артистам найти другой образ, отличный от сценического, потому что на площадке работает их энергетика, а когда они в кадре – между ними и слушателями все равно возникает пропасть, перепрыгнуть ее можно, найдя правильное сочетание различных элементов. Подобрав такую комбинацию, можно вызвать живую эмоцию, заставить человека получить удовольствие от просмотренного клипа. В этом и заключается главная цель. Чтобы достичь ее, недостаточно просто сделать подборку красивых картинок, нужна история. Я всегда придумываю литературную историю, когда пишу сценарий. Потом она трансформируется и изменяется во время съемок, монтажа, но заложенный изначально драматургический посыл остается».
Визуальные клипы, по мнению Ирины Мироновой, – отдельный, сложный мир, отличный и от полнометражного кино, и от других видеожанров. У него свои законы. Ирина, как и многие другие клипмейкеры в России, мечтает о том, чтобы он развивался, чтобы появлялись отдельные фестивали клипмейкинга, и у нее есть идея проекта, реализовав который, можно сдвинуть дело с мертвой точки. О нем она рассказывает своим ученикам на курсе «По воскресеньям я снимаю кино». В его рамках она читает мастер-классы и потом делает со студентами кино-работы, а также обсуждает с ними существующие в индустрии проблемы и возможные пути их решения.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps