Константин Михайлов: «Если человеку есть, что сказать, мы сделаем из него мегапрофессионала»

Известный ведущий, режиссер, актер и продюсер, который является одним из основателей современного фм-вещания в России и стоял у истоков Maximum, ведет в школе UMAKER авторский курс «Школа радио». Обладая недюжинным опытом и профессионализмом, он дает студентам мощную теоретическую и практическую базу, направляя их развитие в нужное русло. В интервью UMAKER Константин Михайлов поделился несколькими основными советами мастерства, рассказал, о чем важно помнить в режиме «on air», и почему будущее в России за интернет-радиостанциями.

– Константин, какие главные вещи должен понять человек, пришедший к вам на курс? Каковы азы профессии?

Она основывается на трех основных правилах – «как сказать», «когда сказать» и, главное, – «что сказать». Конечно же, мы как школа радиоведущих учим и технике речи, и даже актерскому мастерству, вылечиваем студентов от слов паразитов, рассказываем им, в какие моменты рулевой должен вступать со своим текстом. Например, его речь перед очередной песней называется фронт-анонс, после – бэк-анонс. К категории «когда сказать» также относятся лайнеры, комментарии, разгоны новостей. Учим мы и немного тому, что сказать, неким корневым принципам.

Здесь важна только техника и практика, либо потенциальный ведущий должен обладать определенной «чуйкой», интуицией?

«Чуйка» – очень правильное слово. Человек должен чувствовать, чего от него ждут люди. Если его шоу длится 4 часа, он выходит в эфир 16 раз и всегда должен делать это так, чтобы у слушателя не возникло вопросов, почему именно этот человек ведет ежедневную программу и рассказывает скучные вещи о погоде, времени и обо всем том, что можно узнать самостоятельно, зайдя в интернет. Необходимо уметь радовать, по-хорошему удивлять публику, сделать день человека, стоящего, например, в пробке, немного лучше, веселее. Самое сложное как раз – «что сказать». Научить этому практически невозможно. Конечно, мы делаем человека круче, натаскиваем, тренируем его, задаем вектор, указываем направление. Дальше все зависит уже от личных качеств и желания работать, то есть быть готовым к колоссальному труду. Если студенту есть, что сказать, мы сделаем из него мегапрофессионала, эфирного бойца, но он должен понимать, что будет делать.

Существует ли на радио понятие профнепригодности?

Бывают дефекты речи – заикание или картавость. Но если даже они неисправимы, все можно превратить в плюс, в определенную фишку при наличии фантазии, готовности трудиться, уверенности в себе. Все остальное регулируется. Очень высокую речь можно сделать чуть ниже. Например, у актера Игоря Костолевского, как и у Никиты Михалкова, был очень высокий голос, но, в отличие от второго, он стал работать над собой и смог изменить тембр. Неразрешимых проблем не бывает, если, конечно, речь не идет о крайних случаях серьезных умственных заболеваний. Практика подтвердила, что даже человек с болезнью дауна может стать профессионалом. Мы сотрудничаем с фондом «Лучшие друзья», помогающим ребятам с ДЦП и болезнью дауна. У нас отучилась девочка с церебральным параличом, которая проявила себя как шикарная радиоведущая. У нее есть проблемы с передвижением, но когда она добирается до пульта, то рвет всех в клочья. «Противопоказанием» может стать, пожалуй, только хроническая природная тупость, но и она сейчас не мешает 90 процентам людей выходить в эфир, что, конечно, является проблемой, но это отдельная тема для разговора.

Одни говорят о необходимости быть искренним со слушателями, оставаться собой, другие рекомендуют придумать «сценический» образ и работать по правилам, которые он диктует. Что посоветуете вы?

Нужно быть самим собой, но при этом играть, работать, то есть уметь передавать людям свои позитивные эмоции, даже если у тебя что-то случилось дома, кто-то заболел или ты поссорился с близкими. Выходя в эфир, будь любезен, делай то, за что тебе платят деньги, – развлекай людей. Может быть, послушав тебя, они смогут прогнать дурные мысли, расслабиться, отключиться от тех многочисленных проблем, с которыми все мы периодически сталкиваемся. Представьте, например, что человек едет на разваливающейся машине, за которую еще не выплачен кредит, дома и на работе все плохо, зарплату задерживают, и единственная его отдушина – твое утреннее шоу. Ведущий, находясь в студии, не имеет никакого права ни говорить, ни тем более думать о своих проблемах. Искусственно ломать себя сложно и не нужно, важно заряжать себя хорошим настроением, находить такие вещи, которые смогут тебя взбодрить. В эфире ты пропускаешь через себя определенные факты и выдаешь их публике. В умении сделать иногда даже из негативного явления что-то смешное, показать, что не все так плохо, и заключается настоящее мастерство. При этом всегда надо оставаться собой. Я не сторонник системы Вахтангова, который говорил о необходимости играть образ, изображать Шапокляк или Бабу-Ягу с армянским акцентом. Я приверженец системы Станиславского, где есть ты и только ты в предлагаемых обстоятельствах. Если нужно сыграть водителя камаза, просто представь, что пару лет назад твоя жизнь пошла в другую сторону.

Как изменились тенденции работы на радио за последние 10-15 лет?

Радиоведущие потеряли возможность разглагольствовать, философствовать, рассуждать о религии, национальных темах, даже упоминать о каких-либо ментальных особенностях той или иной народности и могут попасть под статью «Разжигание межнациональной розни» или «Оскорбление чувств верующих». Также мы не имеем право обсуждать государственную символику, решения любых органов власти и даже говорить об узоре на форме ОМОНа. В связи с тем, что сегодня существует несколько десятков станций, а не три, как раньше, мы должны думать о том, как быть менее занудными и удержать слушателя. Мы не можем себе позволить роскоши упиваться свободным временем аудитории и временем в эфире. Стоит нам сказать лишнее слово, чуть-чуть затянуть свою речь или стать немного скучными, как человек просто переключит приемник. Народ перестал думать, проявлять терпение к радиоведущим, которые пытаются донести до него свои мысли. Ведущий уже не имеет права долго говорить, умничать и выдавать какие-то философские измышления, потому что конкуренция огромна. Для общей динамики СМИ умение «зажигать» и развлекать не плохо, но это не способствует развитию интеллектуального уровня слушателей, которые зависимы от потребляемого информационного контента. Несколько лет назад в радио-мир вмешался маркетинг. Теперь не аудитория получает определенные знания, слушая эфир, а радио становится хуже, подстраиваясь под нее. Не столь изысканный сегодня музыкальный формат сформирован именно «благодаря» вкусам слушателей, потому что подрыгать ножками большинству людей хочется под что-нибудь попроще. Сегодня на радио вы практически не услышите ни опусы Pink Floyd, ни King Crimson, ни Depeche Mode, ни другую качественную музыку. Рулит попса.

Тем не менее не перевелись еще люди, которые хотят слушать интеллектуальное радио и по-настоящему интересную музыку. Могут ли стать альтернативой для них «умные» интернет-радиостанции?

Безусловно. Мне кажется, именно за ними будущее. Когда фм-диапазон, как и телевидение, прогниет окончательно, интеллектуально развитый слушатель уйдет в ту область, где сможет найти не то, что навязывается и предлагается, а то, что ему действительно интересно. В Сети есть все возможности для этого. Поэтому тем, кто хочет всерьез заниматься радио-практикой, есть смысл задуматься о создании интернет-радиостанции и ее продвижении. Сегодня, чтобы выйти в эфир, вам не обязательно нужна студия со сложным оборудованием, технологии вышли на новый уровень. Главное – придумать контент, который будет интересен и полезен аудитории, отличающийся от того, с которым она уже знакома. Например, Василий Стрельников, будучи не в восторге от того, что пытается диктовать ему руководство различных радиостанций, стал делать свое «Пиратское радио» в интернете. В результате его честность была вознаграждена: к нему домой пришло руководство «Маяка» и попросило пустить его сигнал в их эфир. Пока он единственный радиоведущий в России, который вещает на главной станции страны, не выходя из дома.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps