Майя Месхадзе: «Развиваюсь вместе со своими учениками»

Певица и автор песен, выпускница эстрадно-джазового курса при Российской Академии им. Гнесиных Майя Месхадзе не только активно занимается сольной карьерой и выступает на ведущих площадках, но также находит время, чтобы делиться опытом со студентами школы Umaker, где преподает индивидуальные занятия по вокалу. Она предлагает каждому, кто приходит к ней учиться, свой путь развития, максимально подходящий для конкретного человека. В интервью Майя рассказала о некоторых особенностях педагогики, об отличиях между русскоязычной и англоязычной техникой пения и его релаксационных свойствах.

– Майя, расскажите, как строится ваш курс?
– Сначала я знакомлюсь со студентом, прошу его поделиться своими пожеланиями и пытаюсь понять, что он хочет получить от занятий вокалом. Потом я прослушиваю его – даю элементарные задания, по которым определяю, на каком уровне он находится. Некоторые приходят учиться с нуля, у других уже есть некая база. В зависимости от исходных данных и тех задач, которые передо мной стоят, я подбираю для человека упражнения, чтобы, например, больше раскрыть голос или поставить слух. Весь этот процесс (ознакомление, распевки) занимает полчаса. Остальное время я работаю уже над песней: мы разбираем ее по музыкальности, подбираем нужную манеру, думаем, как правильно исполнить ту или иную композицию – здесь есть очень много важных штрихов и нюансов.
– Песни подбираете вы сами?
– Когда как. В основном ребята уже приходят с каким-то материалом, который хотят исполнять. Но если мне хочется, чтобы человек научился чему-то новому, чувствую, что ему нужно раскрыться с определенной стороны, я могу предложить ему какую-то определенную композицию, которую подобрала сама. Обычно студенты прислушиваются к моим советам.
– Существуют разные направления – академический, эстрадно-джазовый вокал. Как вы считаете, при работе с голосом можно ли сочетать элементы из разных техник? Имеет ли место такой симбиоз?
– Лично я стараюсь разграничивать. Академический и эстрадно-джазовый вокал – это две разные истории, поэтому и упражнения для работы в одном и в другом направлении отличаются. Иногда, правда, я беру из академической техники какие-то упражнения на дыхание и на гласные – это, пожалуй, единственное общее место.
– Как вы формируете свою преподавательскую технику, на труды каких мастеров ориентируетесь?
– Есть такие знаменитые учителя, как Сет Риггс и Брэтт Мэннинг – это самые лучшие в мире педагоги, к чьим рекомендациями в работе с учениками я прислушиваюсь. Вообще, я ориентируюсь на зарубежную методику. Она отличается от русской – именно в зарубежной школе проводится работа над силой голоса, его направленностью и полноценным раскрытием. Помимо каких-то уже известных, придуманных зарубежными мастерами упражнений, я также подбираю и свои, вырабатывая собственную методику, причем, для каждого студента она своя: занятия вокалом – это очень тонкая, индивидуальная работа.
– Насколько сильно различается техника пения на русском и английском языке?
– Это действительно немного разные техники: когда поешь на русском, звук должен быть прямым, в английском языке другие нюансы (здесь, конечно, если человек не является его носителем, большую роль играет и работа над произношением). Однако невозможно четко обозначить эти различия технически, их нужно понимать изнутри, чувствовать, а для этого – слушать много качественной музыки, профессиональных вокалистов, наблюдать за тем, как они работают со своим голосовым аппаратом. Лично я предпочитаю работать с песнями на английском языке, да и ученики приходят в основном с ними.
– Какова целевая аудитория курса?
– В основном студенты приходят научиться петь для себя, для удовольствия, но в любом случае я стараюсь дать им максимально профессиональную базу. Те, у кого уже есть некий опыт, обогащаются новыми знаниями, расширяют спектр собственных возможностей, с новичками обучение, конечно, проходит дольше, потому что много времени приходится уделять разработке слуха, открытию голоса. Вообще, любой человек может научиться петь, главное – желание и упорство
– Насколько важна домашняя практика?
– Первый месяц-полтора я запрещаю ученикам заниматься дома самостоятельно, потому что они не слышат себя со стороны и могут нарушить тот важный процесс работы с голосом, который мы начали осуществлять. В этот период нужно просто много слушать, потом уже – я даю специальные домашние упражнения, чтобы поддерживать свой природный инструмент в тонусе: тренироваться нужно часто, минимум полчаса в день, чтобы не забывать технику.
– Дают ли занятия вокалом какой-то психологический эффект?
– Безусловно. Они очень продуктивно влияют на психику, и я вижу это по своим студентам. Часто они приходят на занятия уставшие, после тяжелого рабочего дня, а вылетают потом, как на крыльях. С одной стороны, занятия вокалом забирают энергию, с другой – помогают эмоционально разгрузиться.
– Когда вы только начинали сольную карьеру, у вас были амбиции преподавателя?
– Никогда не думала, что буду преподавать. У меня музыкальная семья: мама была выпускницей консерватории, дедушка – солистом оперного театра, так что неудивительно, что петь я начала раньше, чем говорить, когда подросла – поступила учиться на вокальное отделение. В какой-то момент ко мне стали обращаться друзья с просьбой научить их петь. Тогда я думала: «Что я могу им дать? Я просто пою сама и сама еще учусь». Но постепенно меня стал увлекать процесс преподавания, механизм был запущен. Когда мои ученики стали достигать определенных результатов, это меня очень воодушевило и я продолжила вести занятия вокалом, уже на более высоком уровне, который я повышаю, работая с каждым студентом. Когда я показываю какие-то упражнения, например, я так же, как и ученик, тренирую свой голосовой аппарат, и с каждым разом петь получается все лучше.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps