Нуждин и Михайлов: 20 лет в эфире

Константин Михайлов и Александр Нуждин уже стали легендами радио, которые стояли у истоков фм-вещания в России и являются одними из самых харизматичных, опытных и узнаваемых ведущих, сумевших обрести свое лицо, выработать собственную стратегию ведения авторских программ. За более чем 20-летнюю историю работы в студии они были свидетелями всех «перетурбаций», происходящих с эфиром, со всей системой радиовещания в России и поделились со студентами Umaker воспоминаниями, мыслями о том, в каком состоянии сейчас находится радио в нашей стране, и какие у него перспективы развития.

Александр Нуждин признается, что не любит ностальгировать и всегда идет только вперед, не возвращаясь к старому музыкальному материалу и собственным вкусам многолетней давности: «Мне нравятся новые звуки, ощущения, группы и тенденции. Когда я нахожу их, у меня бегут мурашки по коже. Из музыкантов, которых я слушаю много лет, осталось не больше 10. У каждого связаны свои воспоминания с определенной музыкой. Их нужно отложить в копилку, но не относиться к ним как к приоритетам, потому что впереди очень много нового, и воспринять его ты сможешь только тогда, когда будешь открытым. Меня полностью устраивает то, что сейчас происходит на рынке современной танцевальной музыки. Я с удовольствием «отдаюсь» современной звуковой тенденции, сочетанию мелодичности с драматургией, развитием в композициях. И я постоянно езжу на Ибицу, чтобы проверить свой вкус, убедиться в том, что действительно нахожу актуальное». Однако, если к изменению музыкальных процессов ведущий относится с легкостью, то к практике работы на радио подходит со всей серьезностью. Он убежден, что необходимо полностью отдавать себя выбранной профессии, не только присутствовать на станции в рабочие часы, но и постоянно вариться в своем коллективе, набираться опыта и впитывать всю необходимую информацию. «Это густой суп, – проводит параллели Нуждин, – и вы должны быть одним из его ингредиентов. Помню, на Maximum в воскресном эфире работали две девочки. Они появлялись на работе только в выходной, когда выходила их программа, и выпадали из коллектива. Естественно, они не продержались у нас долго». При этом, по мнению Александра, многое зависит от учителей и коллег, с которыми ты начинаешь работать. «Моим учителем был Александр Петрович Юриков. Он и такие люди из эпохи профессионалов 90-х, как Алик Каспаров (первый программный директор Maximum), Михаил Козырев очень сильно подогрели во мне интерес к радио», – вспоминает он.

«В былые времена на радио работали энтузиасты, – поддерживает коллегу Константин Михайлов, – Алексей Пивоваров, Юлия Бордовских, Александр Абрахимов, Глеб Овсянников были большими профессионалами. Михаила Козырева я считаю лучшим программным директором в России. Проработав в Нью-Йорке, имея хорошую память и зафиксировав все, что происходило уже в то время на американском радио, он вернулся в нашу страну и сказал нам, что нужно повторить, какие интересные заимствования мы можем взять. Ведь все радийные «велосипеды», ставшие для российского слушателя открытием, были уже изобретены в Америке». По предложению Козырева Константин Михайлов и Ольга Максимова стали ведущими первого в нашей стране утреннего шоу «Взлётная полоса», где первыми проводили розыгрыши в рубрике «Жаворонки на проводе» , устраивали игры в эфире. Однако до этого этапа нужно было дойти. Михайлов начинал с записи рекламных роликов, потом стал корреспондентом и только спустя какое-то время эфирным ведущим. «Все равно тогда нам было легче, – уверен он, – представьте, что раньше существовало только три радиостанции против ста сегодня. На каждой было примерно по трое ведущих. Что бы ты ни сказал, ты все равно был бы звездой». Сначала вещание было только дневным и вечерним, начиналось в 6 утра и оканчивалось в полночь. Когда произошел переход на круглосуточное вещание, радиостанции стали расширять штат сотрудников, конкуренция – расти. Сегодня, по мнению Михайлова, она в принципе катастрофична. При этом в эфире, как и в требованиях программных директоров, постоянно происходят какие-то изменения, свобода ведущих сильно ограничена. «Формул успеха две, – иронизирует Константин, – первая – «хочешь жить, умей притворяться средой, в которой ты работаешь», вторая – «нравится музыка – слушай дома». По мнению профессионала, сейчас безумное количество радиостанций плодят тысячи абсолютно одинаковых говорящих голов, которые повторяют то, что было уже сделано до них, и ничем не отличаются друг от друга. Первыми быть всегда легче. В свое время фм-диапазон уже был открыт, первое утреннее шоу давным-давно стартовало, радио достигло пика креативной вертикали. Константин Михайлов видит только один выход из ситуации: «Должен появиться такой радиоведущий, такая станция (возможно, в интернете, потому что именно за таким форматом будущее), которые пробьют головой потолок, придумают что-то новое, взрывное, потому что сегодня радио похоже на болото. Слушайте зарубежные радиостанции, анализируйте то, как они работают, ищите интересную информацию. Мы в школе Umaker сделаем вас чуть круче, научим всей технической базе, терминологии и приемам работы, но дальше вы должны совершить творческий прорыв. Сейчас публике самой ничего не нужно: музыкальные вкусы примитивны, интеллектуальные размышления ведущих никому не интересны, но кризис назревает, и я уверен, что очень скоро снова будут востребованы и умные ведущие, и качественная музыка. Этот взрыв может произойти именно в Сети». Константин Михайлов советует своим студентам наговаривать на диктофоны мобильных телефонов свои программы, если у них есть идеи, выкладывать их в соцсетях, но главное, приходя на обучение, – «не притворяться радиоведущими» и не копировать своих кумиров, а придумать что-то абсолютно новое и быть собой – только так сейчас реально стать на радио звездой №1. И это реально.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps