Первый секвенсор – синтезатор АНС

Задолго до возникновения программ Ableton Live, Logic Pro и Traktor Pro, еще в докомпьютерную эпоху, ученые предпринимали попытки изобретения аппаратных и программных устройств для записи и воспроизведения музыки, иногда – весьма успешные. В далеком 1958 году впервые в мире была сконструирована рабочая модель многоголосного синтезатора АНС, имя которому дал композитор Александр Николаевич Скрябин. Изобретение принадлежит советскому инженеру Евгению Мурзину. Модель существует до сих пор, а за ее состоянием следит электронный композитор Станислав Крейчи, посвятивший всю свою жизнь созданию музыки на АНСе. До 2008 года синтезатор хранился на филологическом факультете МГУ, а потом был перевезен в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени Глинки.
Оптическая запись звука на этом фотоэлектронном инструменте идентична способу записи звука в кино. Очень плотный луч света, которым управляет сигнал звука, создает на кинематографической ленте плотную широкую полосу. Чтобы фонограмма зазвучала, пленка размещается между источником света и фотоэлементом. Ток проходит сквозь фотоэлемент и изменяется благодаря силе луча света. В этом случае изменение тока, проходящего через фотоэлемент, вызывается изменением яркости проходящего через кинопленку светового потока. В результате получается электрический сигнал, а усилить и воспроизвести его помогает громкоговоритель. Это делает доступной генерацию звука, фиксирование произведений и чем-то напоминает принцип работы современного сканера. Главные детали АНСа – пять прозрачных дисков оптической записи. Рисунок на всех дисках включает 144 дорожки. Один диск вмещает в себе 2 октавы по 72 микотрона, общий диапазон инструмента – 10 октав. Звучание за счет строя с 72 звуками в октаве напоминает натуральное. Через диски проходит свет, он взаимодействует с рисунками, в результате чего получаются звуковые волны (всего их возникает 576).

Клавиатуры на первом многоголосном синтезаторе нет: произведение для него подготавливается заранее и автоматически воспроизводится. Благодаря такому механизму, его и называют одним из типов секвенсора. При этом опус записывается на стеклянной пластине, которая называется партитурой. Она закрашена плотным покрытием. Специальный резец стирает его часть, образуя просветы. Диски управляют лучом света, который проникает сквозь небольшое протяженное отверстие, ограничивающее участок пластины, и изображение сканируется. Звучание возникает, когда на фотоэлемент попадает свет. Насколько высоким будет звук, зависит от места его нахождения на пластине, насколько громким – от величины просвета. Перемещать пластину перед отверстием, когда запись исполняется, позволяет электропривод.
Изображение на пластине, которое может быть абсолютно любым, – это спектограмма звука. Есть в устройстве и каретка, на ней размещена шкала с обертонами. Процесс звукозаписи становится легче благодаря наличию кодера (на нем обозначены звуки 12-тонового строя).
Изобретение наделало немало шума, в 50-60-х его стали использовать для различных экспериментов многие композиторы, ищущие инновационные средства для творчества, – например, Петр Мещанинов, Андрей Волконский, Александр Немтин. Впечатлил АНС и легендарного Эдуарда Артемьева, который стал записывать с его помощью свои опусы. К работе также присоединились Олег Булошкин, Губайдулина, Шнитке и Денисов. В итоге они создали сборник «Музыкальное приношение», выпущенный уже в 1990 году знаменитой «Мелодией». Артемьев пошел дальше: на АНСе он также записал саундтрек к «Солярису» Андрея Тарковского. Синтезатор стал в то время очень активно использоваться для создания звукового сопровождения к кинокартинам про космос. Современные музыканты также экспериментировали с помощью АНСа и продолжают это делать: в 2003 году был выпущен альбом британской команды Coil, который так и называется – «ANS», в 2006 году – пластинка еще одной группы Bad Sector, для записи которой также использовался уникальный синтезатор. В 2013 на рынке появился симулятор легендарного звукозаписывающего синтезатора – Virtual ANS, а еще через год инди-музыканты Babylon Horse из России представили сборник записей «ANS-Sessions». Сейчас к выходу готовится следующая его часть. АНС до сих пор остается актуальным, востребованным современными музыкантами изобретением, и опыты на нем продолжаются.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps