Пространство звука

Готовы вывести свою работу со стерео на абсолютно новый уровень, с помощью этого руководства?

Пара студийных мониторов – это то, с помощью чего мы пишем музыку. Чем плох один монитор? Почему мы не используем, например, четыре?
Всё из-за наших ушей. Два уха позволяют нам слышать все что происходит вокруг, а мозг интерпретирует получаемую информацию и переводит её в аудиальную картинку окружающей действительности. Когда мы пишем музыку мы стараемся создать стерео картинку, которая будет содержать глубину, ширину и детали, которые присущи реальному пространству. Что бы воссоздать реальность воспринимаемую двумя ушами мы и используем пару мониторов.
Конечно есть условия при которых мы можем использовать и большее количество мониторов, но принципы работы с двумя мониторами будут актуальны и при работе с большим их количеством.

Оцените преимущества!
Мы так давно используем стереосистемы для написания, что техники написания приспособились и усложнились. Не достаточно просто определить один канал в лево, другой в право. Это не отвечает философии создания полноценной стерео композиции.
Стереосистемы постоянно развиваются и поэтому требования к написанию и сведению усложняются по мере модернизации. Достаточно ли пространства у каждого элемента в вашей композиции? Достаточно ли ширины и глубины у ключевых партий и инструментов? Правильно ли использованы моно инструменты? Использован ли стерео реверб для воссоздания реального пространства? Проведена ли проверка на моносовместимость всего микса? Что бы сделать идеальную и современную стерео картину вашего трека, вам нужно знать все возможные современные приёмы и техники работы со стерео.

Что вам понадобится?
Секвенсор, пара мониторов и наушники.

Как мы слышим в стерео.

В окружающем мире постоянно происходит множество событий и звуков. Вашему мозгу и ушам приходится разбираться что, как и где случается в каждый момент времени.
Наш слух как и прочие чувства получают информацию и перерабатывают её, помогая мозгу правильно интерпретировать окружающую действительность. Одна из ключевых способностей слуха – это получат информацию о направлении к источнику звука, определяя при этом местоположение раздражителя.
Вы удивитесь, но мы можем с точностью до 1 градуса определить направление звука, что доказано лабораторными исследованиями. Понимание системы, благодаря которой нам удаётся это, поможет правильно использовать пространство при построении собственных музыкальных композиций.

Разница уровней.

Разница громкости поступающих в уши сигналов помогает нам определить направление звука. Сигнал приходящий слева без проблем попадает в левое ухо, но что бы достигнуть правого уха сигналу прийдется пройти дополнительный путь и в результате потерять часть энергии, то есть уровня громкости. Звук попадающий в правое ухо будет тише, чем тот же звук, приходящий в левое ухо. Тот же процесс происходит при панорамировании сигнала. Что бы переместить сигнал справа на лево нужно сделать правый сигнал тише.

Разница во времени.

Временная задержка сигнала так же интерпретируется для получения информации о направлении. Звук приходящий спереди, достигает обоих ушей одновременно. Сигнал с левой стороны достигнет правого уха с небольшой задержкой.
Разница в уровнях является основным показателем для обработки высокочастотных сигналов, в то время как для низких частот мы получаем больше информации из задержки сигналов.

И реальность.

В физическом пространстве мы можем использовать дополнительные приёмы для получения информации, например поворот головы к источнику звука даст нам возможность определить положение, в котором разница уровней и задержка минимальны и таким образом сфокусироваться на источнике звука. В написании это не поможет.
Второй способ получения дополнительной информации – форма наших ушей. Все эти углубления, завороты тканей на ухе заставляют сигнал совершать дополнительные отражения и дают мозгу дополнительную информацию о направлении, в основном “сверху/снизу”. Эмулировать в процессе сведения эти явления невозможно, потому что форма ушей у всех уникальна и мозг приучен работать только со своей формой ушей.

Эффект Хааса.

Мы уже обсуждали временную задержку в поступлении сигнала для разных направлений звука. Сигнал поступающий под углом 90 градусов слева, достигнет правого уха с задержкой в 0.7 мс, с небольшой погрешностью зависящей от размеров головы.
Но как дела обстоят с реверберацией, которая, по сути, является копией того же звука и может иметь намного большую задержку, чем оригинальный сигнал? Обычная комната может создавать огромное количество копий звука (эхо), которые будут поступать в уши с абсолютно разных направлений, и как это не шокирует мозг? Тут, как раз, срабатывает эффект Хааса.
Хаас обнаружил, что мозг использует только первый звук, для определения направления. Копии звука поступающие с задержкой больше 30 мс будут интерпретироваться как эхо. Звуки быстрее, будут определенным образом просуммированы и будут обрабатываться как оригинальный прямой сигнал.
Как же это может помочь в написании музыки? Во первых, если копировать моно сигнал, развести сигналы в левое и правое положение и установить небольшую задержку, то мозг будет определять сумму звуков как один звук с определенным положением в пространстве. По мере увеличения задержки звук будет панорамироваться и перемещаться в пространстве, однако большие значения могут дать звуку ощущение стерео ширины. Мы можем увеличить задержку до 30 мс и это заметно расширит даже изначально моно звук.
Если модулировать это значение, то при динамичном изменении задержки до 30 мс мы будем ощущать эффект флейнджера, после 30 мс – это будет уже эффект хоруса.
Этот же эффект оказывает воздействие при записи звука на два и более микрофона.
Единственное чем чревато использование эффекта Хааса – это моно совместимость. Не забудьте проверить свой микс в моно, потому как небольшие задержки равных сигналов однозначно будут сильно деформироваться при совмещении фаз.

Стерео в музыке

До 1958 года все коммерческие записи издавались в моно, то есть содержали лишь одну дорожку сигнала. Это было необходимо, потому что большая часть воспроизводящих устройств обладала лишь одним спикером, например граммофон. И не то что бы стерео ещё не изобрели, например студия Диснея уже в 40 сделала 8-ми канальный саундтрек, но мэйнстримом стерео стало только с 58, когда был выпущен первый массовый стерео-проигрыватель.

От моно к стерео.

Сейчас, когда мы говорим про моно, мы имеем ввиду моно сигнал, а не количество мониторов. Так моно звук, воспроизведенный на стерео паре мониторов будет звучать ровно между этими мониторами. Ровно в центре. Так как левый и правый монитор будут одновременно воспроизводить абсолютно одинаковый звук, то звук будет одновременно достигать наших ушей, без какой либо задержки сигналов. Это будет понято мозгом как звук идущий из середины пространства между парой спикеров. Эта звуковая иллюзия все ещё не является стерео.
Когда мы говорим про стерео, мы говорим про различия сигналов воспроизводимых слева и справа. Изменяя уровень сигнала в одном из мониторов, звуковая иллюзия будет смещаться в пространстве между мониторами в сторону сильнейшего из сигналов. Если мы сделаем это для всего трека, содержащего множество сигналов, то можем расположить звуки на этой прямой как нам заблагорассудится, определить каждый звук трека на своё место.
Звуки на этой виртуальной сцене будут обладать панорамными характеристиками, но они все ещё лишены глубины и ощущения реальности нашего пространства. Нам не хватает реверберации. Что бы добавить реверба нашим звукам, нам либо нужно это учесть на этапе записи и делать запись одного сигнала на два микрофона, либо добавить цифровой или аналоговый эмулятор реверберации. Стерео реверберация будет добавлять даже моно сигналу стерео эхо, что добавит звуку глубины и ширины.

Основы панорамы.

Мы поняли как работает стерео в реальном пространстве и как это можно эмулировать с помощью пары мониторов, но как это реализовать в секвенсоре? Моно дорожка содержит один канал звука, а стерео – пару, канал звука для левого монитора и канал звука для правого. Любые различия в этой паре сигналов стерео канала будут восприниматься нами как стерео изображение.
Панорамирование – самый простой способ манипулировать звуком и перемещать его на нашей виртуальной стерео сцене. Большенство треков содержат как стерео так и моно звуки, и они будут по разному панорамироваться секвенсором. Самый частый случай – это балансное панорамирование. Моно сигнал перемещается в пространстве с помощью уменьшения уровня сигнала подаваемого на один из мониторов. Стерео канал обрабатывается аналогично. И это может приводить к не желательным последствиям. Представим, что у нас есть стерео дорожка записанных барабанов и хет записан и звучит только в левом канале. Если мы будем менять параметр панорамы секвенсора для этой партии и смещать её вправо, то левый канал будет ослабевать по мере отдаления от фантомного центра между мониторами. И в результате мы можем слишком сильно ослабить левый канал, а вместе с ним и звук хай-хетов.
Двойное панорамирование (dual panning), в отличии от балансного, даёт нам возможность менять положение пары стерео каналов раздельно друг от друга. Этот метод разделяет стерео сигнал на пару спанорамированных моно-каналов. Если таким образом работать с нашей партией ударных, то левый канал стерео пары будет смещаться в сторону правого, а не ослабевать. Фантомный центр партии будет постепенно смещаться вправо и в итоге все партии, в том числе и хеты, окажутся справа. Этот метод особенно полезен при работе с широкими звуками и партиями. С теми звуками, которые уже обладают богатой стерео картинкой. Так же можно менять местами правый и левый канал.
Ещё одна вещь, которую необходимо учитывать: когда звук спанорамирован в одно из крайних положений – сигнал поступает на соответствующий монитор с определенным уровнем громкости; звук спанорамированный в центр будет с той же громкостью подаваться на оба монитора одновременно. Это не так. Если звук с прежним уровнем будет транслироваться из пары мониторов, это сделает его громче в два раза, поэтому панорамирование меняет уровень автоматически. Есть правило, благодаря которому работает компенсация уровня при панорамировании в центре, что бы сигнал оставался на громкости, на которой он был бы в крайнем левом или правом положении. Это называется Закон Панорамы. В идеальном математическом пространстве нужно вычесть -6 дБ из уровня звука в центре, что бы оставить его на равном уровне с крайними положениями, но на практике компенсируется от -3 до -4,5 дБ автоматически. Такая компенсация на практике работает лучше, чем -6 дБ для идеального помещения.

Воссоздание сцены.

Использование полной стерео картинки крайне важно для прозрачности и создания интересного микса. Есть несколько вариантов создания такой картинки, которые зависят от стиля музыки и вашей креативности. Один из вариантов – помещение слушателя на сцену, во время исполнения композиции музыкантами. Если вы делаете это, то барабаны и вокал будут панорамированы по центру, остальные же инструменты размещены в соответствии с их положениями на сцене. Исключением из этого правила будет только бас. Его тоже стоит панорамировать в центр.
Проверять микс в моно так же необходимо. Используйте инструмент utility для периодической проверки в режиме моно всего микса, что бы удостоверится, что никакой инструмент не выпадает при таком типе воспроизведения. Часто бывает, что в моно панорамированная гитара пропадает или становится слишком тихой. Что бы такого не происходило стоит прописать ещё один дубль гитарной партии с немного другой настройкой тембра и развести гитары в противоположные стороны панорамы. Причём не обязательно устанавливать панораму в крайние положения. Можно ограничиться 40 влево и 40 вправо, если максимум – 50 пунктов в каждую сторону. Это даст достаточной ширины партии в стерео и хорошую совместимость при прослушивании микса в моно.
Жесткое панорамирование моно сигналов может звучать отлично в мониторах, но несколько не естественно в наушниках. Хорошее решение – добавить звуку моно ревербирации или дилея и спанорамировать этот хвост сигнала в противоположную часть панорамы. Например, моно перкуссия находится на 45 точек слева. Добавим этому звуку посыл на моно ревербератор на ретурн канале и спанорамируем ретурн на 45 вправо. Это уравновесит стерео-картинку.
Так же не забывайте про возможность автоматизировать панораму звуков. Используя динамичное изменение положения звука можно создать очень интересное движение в пространстве трека.

Стерео запись инструментов.

Что бы передать полноту звучания какого-либо инструмента в пространстве – необходимо записать его используя стерео запись.
Если все сделано правильно, то ваш трек получит отличный звук обладающий реальными физическими характеристиками пространства. Есть множество техник записи и все приводят к разным результатам, но в не зависимости от техники нужно всегда помнить про моно-совместимость.
Большенство техник записи стерео-сигнала работают наилучшим образом с использованием пары идентичных микрофонов. Тогда разница в получаемых на оба микрофона сигналах будет только пространственной, а не частотой. Чем дальше от источника сигнала будут установлены микрофоны, тем богаче будет стерео, но чистый сигнал будет убывать.

Микрофоны и их установка.

Если разместить микрофоны вплотную друг к другу, то мы минимизируем фазовые искажения. Пара микрофонов устанавливается под углом 45 градусов к источнику звука и 90 градусов друг к другу. Результат записи мы панорамируем в крайние положения. Один сигнал влево, другой вправо.
Другая техника записывает mid и side составляющие сигнала. Для этого нужно разместить один микрофон, направив его непосредственно к источнику сигнала (лучше всего подойдёт кардиодный микрофон), а другой, по форме восьмерки, направляется в стороны от источника и он будет записывать левый и правый сигнал без непосредственного источника звука.
Ещё один вариант записи – пространственная запись. Два кардиодных микрофона устанавливаем параллельно и направляем к источнику звука. Этот вариант даст хорошую ширину и пространство, однако моно-совместимость будет непредсказуемая.

Стандартные варианты установки микрофонов.

Барабаны.
В записи барабанной установки используется большое множество микрофонов, но звучать их лаконично заставляет микрофон, который снимает overhead или комнату. Это суммирует звучание установки. Для максимальной моно-совместимости используйте XY микрофоны расположенные на метр над томами. Во время игры барабанщика передвигайте эту пару, что бы найти положение идеального баланса установки. Для получения более широкой картинки вместо XY пары используйте пару параллельных кардиодных микрофонов или ленточную восьмерку. Если комната звучит хорошо, то, плюс ко всему вышеописанному, можно установить любой стерео-микрофон в точке комнаты где баланс инструментов наиболее подходящий.

Перкуссии.
Перкуссионные звуки крайне зависят от пространства, поэтому стерео запись просто необходима. Однако моно-совместимость так же важна. Поэтому наилучшее решение использовать mid/side запись с помощью одного направленного микрофона и одной ленточной восьмерки. Для достижения хорошего объёма стоит начать искать подходящую позицию для инструмента с метра удаления от пары микрофонов.

Пианино.
Запись пианино – это всегда поиск компромисса между чистым сигналом, помещением и балансным стерео изображением. Хорошо работает техника mid/side записи. Положение микрофонов ровно над инструментом. Тембр будет меняться в зависимости от близости микрофонов к молоточкам, от открытой/закрытой/снятой крышки и от расстояния и положения микрофонов.

Движение в панораме

Статичная и неизменная стерео-картинка удобна для построения микса, но в повседневной жизни, звуки находятся в постоянном движении относительно слушателя. Либо двигается источник звука, либо мы сами меняем своё положение относительно источника. Поэтому динамичное внесение изменений в панораму некоторых инструментов весьма оправданно.
Все современные секвенсоры дают возможность создавать автоматизацию для панорамы. Попробуйте, например, сделать движение какого-либо не слишком короткого звукового эффекта из крайнего левого в крайнее правое положение. Так же можно сместить центровой звук влево, когда мы вводим похожий инструмент справа для достижения сбалансированного звучания микса.
Мы можем использовать авто-паны для создания постоянного движения в стерео-картинке. Эти инструменты основывают изменение громкости левого и правого канала на LFO-генераторе. Для усложнения движения используйте не только синхронизированный режим, но и режим не привязанный к темпу композиции. Ratio LFO можно тоже автоматизировать для создания сложных пространственных эффектов.

автор: Илья Масленников

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps