Радмила Маркидонова: секреты музыкального продюсирования

Инженер звукозаписи и сведения, продюсер, выпускница музыкального колледжа Беркли Радмила Маркидонова уехала учиться в США, выиграв грант в Санкт-Петербурге. По первому образованию она пианистка, певица и, сочиняя песни, столкнулась с необходимостью разобраться в процессе записи, открыть для себя техническую сторону творчества. Начав изучать азы саунд-продюсирования, Радмила поняла, что именно в этой сфере чувствует себя как рыба в воде и стала двигаться вперед по карьерной лестнице. Уже будучи в профессии несколько лет, она поделилась со студентами школы UMAKER некоторыми тонкостями мастерства, рассказала, как извлечь максимум пользы из процесса обучения и какие моменты нельзя упускать во время практики.

1. Особенности обучения

Первым педагогом Радмилы Маркидоновой была продюсер Сьюзен Роджерс, сотрудничавшая с Принсом, Трикки, Дэвидом Бирном и другими легендарными музыкантами. Она открыла студентам главный секрет – карьера должна начинаться уже тогда, когда человек приходит учиться. К своей группе нужно относиться не как к собранию неопытных новичков, а как к профессиональной среде. К тому же у многих уже есть за плечами определенный багаж (Радмила, например, к моменту поступления в Беркли успела поработать с несколькими известными зарубежными диджеями). Важно быть открытым, сразу нарабатывать базу контактов, интересоваться проектами друг друга, делиться опытом. Чем больше людей будут знать о ваших проектах, тем больше шансов, что вы будете востребованы в будущем и сможете создавать с коллегами интересные коллаборации.
80 процентов обучения – самостоятельный процесс. Преподаватель – не единственный источник информации, он лишь направляет, помогает систематизировать знания, корректирует действия студента и может дать ученику больше, если он самообразовывается, задает вопросы, которые возникают у него в процессе самостоятельного изучения различных источников. Сегодня их очень много: книги, публицистика, интернет-материалы, видео-уроки, мастер-классы онлайн. Параллельно нужно постоянно практиковаться и обязательно показывать свои опусы другим, это помогает освежить собственный взгляд на них. Не стоит бояться критики. Важно также уметь слушать чужие работы, анализировать их, находить ошибки, чтобы самому не совершать их в будущем.
Другая важная тема – организация пространства и времени. Творческие люди страдают прокрастинацией, часто не успевают или упускают что-то, не умея грамотно организовать свое время. Это утомляет. Чтобы быть более продуктивным, нужно для начала записывать в ежедневнике то, что делаешь в течение дня по часам. Так можно отследить, какое время тратится неконструктивно. После следует составить четкий график, в котором выделить время на работу и отдых. Расправившись со списком дел на день, можно потратить оставшееся время на восстановление энергии.
Все материалы должны быть систематизированы. Организация файлов, четкое обозначение их названий оптимизируют поиск информации в личной библиотеке, делают его легким и быстрым. Создание бэкапов, резервных копий должно войти в привычку. Когда продюсер открывает свой проект, он должен выглядеть так, чтобы любой человек, увидевший его, смог в нем ориентироваться. Стоит уделить внимание его презентабельности, расставить маркеры, для удобства – разграничивать, например, группы инструментов по цветам (например, перкуссия выделяется голубым, барабаны – красным). Не стоит держать в проекте много файлов, чтобы ориентироваться в них было проще. Количество треков лучше минимизировать. Чем доступнее и понятнее будет систематизирован материал, тем лучше.

2. Движение по карьерной лестнице

Нужно не бояться заниматься нетворкингом, социально-профессиональной деятельностью, которая позволяет, используя круг друзей, коллег, педагогов и знакомых, более эффективно развиваться в профессии. Проще говоря, не стоит стесняться рассказывать людям о своей деятельности, уметь лаконично и четко презентовать себя. Самая большая ошибка – оправдываться, говорить о том, какие недочеты, как вам кажется, есть в ваших работах. Нужно наоборот уметь защищать их, давать людям возможность самостоятельно составить мнение о том, что вы делаете.
Стажировку, по мнению Радмилы Маркидоновой, лучше начинать как можно раньше, ставить перед собой самую высокую планку, пытаться наладить контакт со своими гуру и начать ассистировать им, даже если сначала придется делать то, что не имеет прямого отношения к продюсированию. При этом нужно уметь наблюдать за процессом, включаться в него максимально, уделять особое внимание деталям, следить за поведением продюсера на студии, фиксировать все, что происходит, записывать все дубли в блокноте или нетбуке, анализировать действия профессионалов. Если вы заметили какой-то недочет, смогли вовремя, точно подметить его и таким образом помочь продюсеру, зарекомендовать себя – это бесценно. Самое главное, понять, какой концепт, какая идея стоит за конкретным проектом, для чего он реализовывается. Впоследствии, выбирая свои проекты, нужно адекватно оценивать соотношение профессиональной и финансовой выгоды. Если бюджет не велик, но работа будет очень интересной, стоит браться за нее, не раздумывая, и наоборот.

3. Обязанности музыкального продюсера и общение с клиентом

Продюсер – человек, полностью ответственный за создание музыкального продукта с момента возникновения идеи до конечной стадии ее воплощения. В этом процессе он выполняет сразу несколько функций – административную, финансовую, техническую, креативную и психологическую, реализуя проект в поставленных рамках. Очень важно следить за дедлайнами, регулировать бюджет, объективно оценивать цели и возможности, умея найти золотую середину между ними. Инструментарий очень большой. Если, например, артист хочет задействовать в записи струнный квартет, но денег на это нет, задача продюсера – придумать, какими техническими и творческими средствами можно его заменить. Главное в продакшне – донести идею, передать эмоцию, способы для этого могут быть разными. Если артист не может определиться, кто он и какой цели хочет достичь, продюсер должен найти точный образ и придумать правильную подачу. Пока идея и стратегия не сформированы, нельзя прикасаться к аранжировке. Бывают и более уверенные в себе артисты, в этом случае продюсер является корректором, вносит нужные правки в материал и направляет человека так, чтобы идея была реализована как можно точнее. Продюсер должен быть тонким психологом и подводить артиста к какому-то решению так, чтобы у него сложилось ощущение, что он сам принял его. Нужно также уметь стимулировать вдохновение, направлять его в нужное русло, осваивать смежные творческие профессии, постоянно расширять кругозор, слушать много музыки.
Начиная переговоры с клиентом, важно избегать метафор, стремиться к четкости формулировок. После того, как вы точно убедились, что правильно поняли друг друга, нужно наметить опорные точки, обрисовать клиенту максимально полную картину того, как будет выглядеть его продвижение. Когда процесс подходит к завершению, у многих артистов начинается паника, и они пытаются судорожно переделать материал, даже если в этом нет необходимости. Радмила в этом случае руководствуется правилом трех финальных правок, которые предлагает сделать клиенту. Если их больше, они оплачиваются уже отдельно. Как правило, такая система «отрезвляет» артистов, заставляя их мыслить более конструктивно. Не стоит забывать о контракте: любые договоренности, трудовые условия должны быть зафиксированы, чтобы впоследствии не возникало претензий и недопонимания.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps