С бала на дискотеку – история клубного движения.

Люди всегда собирались вместе, чтобы отдохнуть и пообщаться, часто под музыку. Сначала были примитивные ритмы, потом возникли инструменты, выстроилась целая звуковая система. Продюсер и представитель индустрии профессионального аудио Алексей Саванин убежден: уже танцы древних людей можно считать точкой отсчета истории клубного движения, о котором он прочитал лекцию студентам Umaker.

Первой задокументированной «тусовкой» стал бал, прошедший в конце XIV века во Франции в честь свадьбы Генриха VI и Елизаветы Баварской. Балы вошли в молу при Марии Медичи и стали устраиваться регулярно в течение долгих веков. Сначала они были развлечением исключительно для аристократов, но Людвиг XIV пошел дальше и стал пускать туда третье сословие.

Простые люди зачастую умели вселиться задорнее богачей. В XIX веке в США были распространены дэнс-холлы. Первый зеркальный шар – в дальнейшем символ эпохи диско – появился в болл-руме в Бостоне в 1896 году. Культура дэнс-холлов существовала до 1960-х годов. Были и такие, где за небольшие деньги можно было потанцевать с девушками. Туда в основном ходили темнокожие люди, всегда особо отличавшиеся любовью к танцам. Для них в селах появились и джук-джойнты – придорожные забегаловки с музыкальным автоматом (отсюда название «джукбокс»). Вошли в историю заведения хонки-тонк, где часто играли пианисты. За инструментом там не следили: вызывать настройщика было дорого. Теперь, спустя много лет, буквально на каждой рабочей станции есть легендарный звук расстроенного пианино – хонки-тонк.

Дискотеки (слово переводится как «собрание дисков») появились в Марселе. Моряки приплывали туда и привозили пластинки, ставя их в местных барах, а уходя в очередное плавание, оставляли их там. Название «дискотека» стало популярным в Париже во время его оккупации немцами. Французы не могли победить их физически и решили психологически доводить врага: собирались в подвалах и слушали на патефонах джаз, который, как известно, ненавидели фашисты как музыку темнокожих. Первая дискотека открылась в 1941 году в латинском квартале, потом – еще несколько. Скоро они стали известны всему цивилизованному миру, а после войны особенно активно развивались в США.

В начале 50-х в Париже был легендарный клуб Whiskey Go Go. Название происходит от сленгового выражения, которое использовали американские солдаты («давай скорее выпьем»). Несколько лет посетителей там встречал Джим Моррисон, который в то время жил во французской столице, мечтая стать писателем. Вскоре после открытия туда пришла работать девушка по имени Реджин. Из официантки она превратилась в успешного менеджера заведения и стала вводить свои инновации. Она первая в истории вытащила на танцпол две вертушки, чтобы музыка звучала без пауз. Потом, благодаря ей, появилась мода на светомузыку. Сегодня ее знают как DJ’s Regine. За всю жизнь она открыла 22 заведения в разных странах, начиная от Австралии, заканчивая Америкой.

В 60-е, в эпоху твиста в Нью-Йорке открылся Peppermint Lounge. Чтобы завести публику, его хозяевам пришла идея нанять девушек, одеть их в купальники и заставить танцевать: так появились первые танцовщицы гоу-гоу. 70-е считаются «золотой эрой» клубов. В это время появились их модели, существующие и сейчас. Самые знаменитые были в Нью-Йорке. Прародителем индустрии стал Дэвид Манкузо и его Loft, на который потом равнялись многие. Пространство он украшал воздушными шариками, для воспроизведения музыки использовалась довольно мощная, хотя и любительская, звуковая система. То, что происходило в заведении, было, по сути, домашними вечеринками. Несколько тысяч приглашений высылались гостям адресно, поэтому создавалось ощущение того, что в одном месте собираются только друзья. Алкоголя там не было, но за деньги, заплаченные на входе (2-3 доллара по тем временам), люди получали фрукты и прохладительные напитки.

Другой легендарный персонаж – Фрэнсис Грассо, крестный отец всех диджеев, который первый начал пытаться сводить пластинки бит в бит. Он придумал прием back-cue, когда DJ ловит бочку, прежде чем запустить пластинку. Сначала он играл в Salvation II, где до этого работал танцором, а в 1969 году перешел в Sanctuary, находившийся в здании протестантской церкви.

DJ Nicky Siao стал диджеить в 18 лет, в 19 с братом и его девушкой открыл The Gallery. Он стал самым известным диджеем в Нью-Йорке в 1974-75 годах, любил Loft и перенял у Манкузо идею домашних вечеринок с приглашением на вечеринки друзей и украшением клуба шариками. На заре своей карьеры у него работал, помогая делать мероприятия, будущий известный DJ Фрэнки Наклз, который в The Gallery еще отнюдь не был королем танцпола, а надувал воздушные шарики. Об этом Фрэнки потом часто вспоминал в интервью. Позже он стал крестным отцом хаус-музыки, прославил чикагский Warehouse, а после открыл свой клуб – Power Plant.

В Вашингтоне существовал Tramp Discoteque, владельцем которого был крупный человек из клубного бизнеса Марк О’Харра. Сам он не играл, но прославился тем, что первым стал зарабатывать большие деньги на мерчендайзинге – продаже предметов с символикой клуба (это были сигареты, коробки спичек, футболки, а позже и туфли для танцев).

В конце 70-х открылось заведение, которое до сих пор вспоминают как лучшее в истории всех времен и народов, – Paradise Garage. История названия проста: до того, как туда въехал владелец Мел Черен, хозяин очень известного в то время лейбла West End Records, в здании был гараж. У владельцев не было достаточно денег на полную реновацию клуба, и они делали так называемые «construction parties»: сначала сделали пространство для вечеринок в одном зале, а деньги, заплаченные посетителями за вход, тратили на обустройство других. Paradise Garage прославил DJ Ларри Леван, именем которого в Нью-Йорке недавно был назван проспект. Он практически жил там, люди шли послушать именно его. В клубе стояла очень хорошая звуковая система, сделанная знаменитым звукоинженером Ричардом Лонгом. Они с Ларри постоянно переставляли и перестраивали ее. Это было одной из «фишек» клуба. Также Ларри отличался тем, что уделял большое внимание содержаниям композиций, а не только звуковой составляющей: у него были отдельные сеты о любви, сексе, социальных проблемах и так далее. Смешивать треки на разные темы он считал дурновкусием. После завершение карьеры в Paradise Garage Ларри позвали строить клуб Ministry of Sound, чем он и занялся.

Если Paradise Garage считается лучшим клубом мира, то самый известный – Studio 54. Его открыли два университетских друга Стив Рубелл и Ян Шрагер, бывшие полными противоположностями друг друга. Шрагер занимался юриспруденцией в области недвижимости, Рубелл – ресторанным бизнесом. Сначала они открыли вместе Enchanted Garden в Квинсе. Место стал довольно успешным, но вип-персоны туда не доезжали, и они нашли помещение в Нью-Йорке, в котором с 20-х годов был театр, а потом – видеостудия корпорации CBS. Там и открылся легендарный Studio 54. В заведении царила полная анархия, люди могли делать все, что хотели, даже употреблять наркотики и заниматься сексом. Там тусовались звезды, но никто не донимал их, не просил дать автограф, общаясь с ними на равных. На фейсконтроле стоял сам Стив и знаменитый Марк Бенек. Вместе они любили подшучивать над гостями. Как-то раз одна из звезд приехала на вечеринку в честь своего дня рождения на лошади. Подглядев за ней, двое девушек решили повторить маневр. «Лошади проходят, а вы нет», – сказал Марк. Одну леди он обещал впустить, если та разденется. Была зима, но чтобы попасть в заветное место, она сделала то, что ей сказали. В итоге внутрь ее так и не пустили, и девушка, простояв какое-то время на морозе, попала на больницу с легким обморожением. Все это сходило владельцам с рук, как и нелегальный заработок: утром после вечеринок часть денег распихивали по мусорным пакетам и отвозили им домой, часть – прятали в потайных местах в самом здании. Отдел по борьбе с наркотиками и налоговая инспекция спорили, кто первый сможет закрыть Paradise Garage. Выиграла вторая. Рубелл и Шрагер были приговорены к 3 годам лишения свободы, в итоге просидели 13 месяцев, после чего занялись спокойным и легальным отельным бизнесом.

В индустрии прославились не только диджеи и владельцы легендарных заведений, но также люди, занимавшиеся изобретением профессионального оборудования. Две самые известные фигуры, – звукоинженер Алекс Рознер (попавший в печально знаменитый «список Шиндлера»), который в 1973 году изобрел первый прототип диджейского микшера, и его постоянный конкурент Ричард Лог. Позже стали появляться крупные компании, занимавшиеся произведением и усовершенствованием техники для диджеев. Сейчас возможности практически безграничны, но знатоки преклоняются перед первыми мастерами, игравшими свои сеты на вертушках. У них не было высокотехнологичной аппаратуры, чтобы удивить публику, – только своя голова на плечах, слух и золотые руки.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps