Scratch DJ – от случайности к искусству

Среди многообразия направлений обучения, которые предлагает своим студентам школа радио, диджеинга и звукозаписи Umaker, есть одно особенно интересное. Выбрав его, можно научиться любопытной технике работы с винилом. Это курс Scratch DJ, ведет один из самых успешных, активных и трудолюбивых скретч-диджеев Артем Волгин (DJ Chinmachine). Название переводится с английского как «царапание». Звуки скретча возникают в результате манипуляций, производимых пальцами с виниловой пластинкой, и формируются в необычный ритмический рисунок.

Не удивительно, что это искусство ассоциируется с импровизацией: оно и появилось из случайно найденного приема. Отцом-основателем считается диджей Grand Wizard Theodor. По легенде как-то раз (дело было в 1975 году) он очень громко играл свою музыку дома, что категорически не понравилось его маме. Она стала стучаться в комнату к юноше, и он в порыве эмоций резко дернул пластинку. Так получился первый скретч. Поняв, что звук интересен, DJ решил поэкспериментировать и попробовать использовать его для игры, повторяя несколько раз. Так постепенно стала формироваться техника, Grand Wizard Theodor долго тренировался, фиксировал различные скретчи, соединял их и, наконец, решил продемонстрировать новый стиль игры публике. Люди были в восторге, и у молодого человека быстро стали появляться последователи.

Массовую популярность скретчинг приобрел после 26-й церемонии премии Грэмми в 1984 году, когда тысячи людей в зале и миллионы у экранов телевизора в разных странах увидели скретч-лайв Херби Хэнкока и Rock It Band. После этого все больше диджеев стало осваивать эту технику, придумывать свои фишки и приемы, усовершенствовать ее. Конечно, тогда еще не было и речи ни о каких курсах и специальных школах, артисты ходили на выступления друг друга, обменивались опытов во время встреч и вечеринок.

Изначально скретчинг развивался в хип-хоп культуре, но потом стал «достоянием общественности» и начал использоваться для игры в совершенно разных стилях – фанк, драм-н-бэйс, брейкбит. Одним из первых диджеев, которые показали, что можно использовать это искусство не только в хип-хопе, стал Кристиан Макклэй. Используя пластинку для граммофона и проигрыватель, он создавал необычные коллажи из звуков. Первым же треком, записанным со скретчами, стала композиция «The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel», созданная в 1981. Скретчить можно практически под любую музыку, но лучше всего для этого подходят композиции с ломаными ритмами, позволяющими проявить максимум фантазии.

Скретч-диджеев стали называть «тёрнтейблистами» (от англ. «turntable» – проигрыватель) или «вертушечниками». Есть набор стандартных звуков – простые и более сложные, есть и стандартные связки, но они – лишь отправная точка для дальнейшего импровизационного «путешествия». Когда диджей уже может играть фристайл – свободно импровизировать – тогда уже стоит выходить на публику. Обучаться мастерству можно с нуля, не владея классическим диджеингом. Очень важно ходить на выступления скретчеров, наблюдать, как они работают, какие манипуляции производят с оборудованием, как ведут себя на площадке. Используя такую технику, они создают из оригинальных композиций собственные произведения. Также в скретчинге есть определение «рутина» – это как правило двух- или трехминутная презентация, во время которой артист демонстрирует все навыки и приемы, которыми он владеет. Скретчеры выступают как с сольными шоу, которые всегда содержат элемент перфоманса (здесь интересно именно наблюдать за работой профессионала), так и в составе различных групп, в том числе играющих на живых инструментах.

Сегодня направление стало стремительно развиваться в России. Scratch DJ Community устраивает вечеринки, баттлы, а также ежемесячные соревнования, цель которых – выбрать лучших скретч-диджеев для участие уже во всероссийском фестивале.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps