Сведение трека в Ableton live

Один из важнейших этапов работы над композицией, который требует наличия определенных навыков, опыта, а главное терпения, – процесс сведения. На эту тему написано множество книг, исследований, и даже профессиональные звукоинженеры постоянно совершенствуются в своем деле, пробуют различные приемы и открывают новые методы. В данной статье мы расскажем об основных инструментах для сведения трека в Ableton Live и поделимся советами от диджея и продюсера Ильи Масленникова, преподавателя курса по изучению этого секвенсора.

1. EQ Eight
Это качественный восьмиполосный эквалайзер, который позволяет использовать все необходимые фильтры и визуально отображает входящий аудио-сигнал: то есть пользователь видит, где работают определенные частоты, в какой части композиции нужно отрезать или оставить тот или иной кусок.

2. Компрессоры
Стандартный компрессор используется в большинстве случаев для корректировки тембра, с его помощью пользователь работает с атаками, а также с релизом самих звуков, чтобы поменять их физические характеристики. В отличие от него, у Glue Compressor свои функции: он предназначен для склейки, что, собственно, очевидно из его названия («glue» – «клей», «склейка»). Он вешается на определенную группу инструментов (например, если мы объединили три дорожки с бочкой, рабочим, хай-хэтами) и сжимает их динамический диапазон, чтобы их звучание стало более слитным. Этот инструмент придумывали и программировали по образу аналогового устройства, поэтому он делает звук более теплым, добавляя ему, по словам Ильи Масленникова, «приятной расхлябанности», минимизирует возможные недостатки цифрового звучания, оживляет его, что очень важно при работе с любыми электронными программами.

3. Saturator
Чтобы сделать звучание еще более теплым или наоборот – агрессивным – используется сатуратор. Это устройство деформирует дополнительный сигнал, который в итоге с помощью параллельной обработки подмешивается к основному, чтобы «приправить» его свежими гармониями или обертонами. С помощью сатуратора можно, например, утеплить саб бас или сделать звук «кусающихся» тарелок более мягким и приятным.

4. Convolution Reverb Pro
В Maxforlive – среде для программирования Ableton Live, где сами пользователи делятся друг с другом новыми изобретениями, есть чудесный инструмент Convolution Reverb Pro. Это сверточный ревербератор, который работает на основе импульсов и создает эффект того, что композиция, записанная на компьютере, как будто звучит в определенном физическом пространстве (например, в пещере, под водой, в органном зале). Такая обработка называется пространственным сведением. Разработчики инструмента ходили по различным помещениям, расставляли там микрофоны, воспроизводили какой-то простой звук (например, лопали шарик) и записывали его импульс. В результате, используя устройство, можно «поместить» свой звук в этот импульс и получить необходимый эффект. Оно предлагает огромное количество пространств на выбор – здесь есть и нью-йоркский спортивный центр, и Гранд Холл в Великобритании, и многие другие интересные места. Кроме того, этот креативный инструмент позволяет проводить и другие эксперименты, не ограничивая свою фантазию. Вместо импульсов в него можно закидывать любые звуки – например, – удара по миске, соединяя их с более привычными (скажем, – пианино), получая необычные формы звучания. «Это цифровой инструмент, – объясняет Илья, – ему все равно, с чем работать. Мы можем загрузить в него дополнительным файлом даже свою дипломную работу, и наше пианино будет звучать так, как могла бы звучать наша дипломная работа».
***

Что немаловажно для сведения трека в Ableton Live, программа поддерживает все необходимые семпл-рэйты. Кроме группировки каналов и применения групповой эквализации, в ней также можно осуществлять перенаправление сигнала: то есть в закладке «Настройки» – «input-output» выбирать, куда идет каждый сигнал. По умолчанию они все идут на мастер, но мы можем менять цепочку направления и таким образом осуществлять большее количество слоев групповой обработки. Например, можно направить рабочий барабан в определенную группу с рабочими барабанами, где он будет обрабатываться, допустим, компрессией, сатурацией или эквализацией, потом направить эту группу в следующую, где к рабочим барабанам добавляется бочка, – снова провести обработку и так далее. Этот процесс может быть бесконечным. В секвенсоре очень удобно осуществлять групповую обработку, параллельную компрессию, параллельную эквализацию. Все эти возможности легко реализуются, а функции висят на горячих клавишах, что позволяет производить действия очень быстро. Чтобы работа над сведением трека в Ableton Live была еще более приятной и продуктивной, Илья Масленников делится несколькими рекомендациями:

• Когда вы сводите трек – лучше всего слушать все инструменты, кроме того, уровень которого вы сейчас выставляете. Слушайте, как меняется окружение звука во время поднятия уровня, а не сам звук.
• Периодически прослушивайте микс в моно. Это позволит вам своевременно обнаружить фазовые искажения и позиции в панораме, которые помогут лучше выделить звуки.
• Лучше начинать сводить с барабанов и баса. Если при появлении новой партии исчезает грув или партия теряет динамику, то новую партию стоит сделать тише или удалить.
• Слушайте микс на разной акустике до того, как закончить процесс сведения (в машине, в компьютерных колонках и т.д.). Это может дать вам дополнительную информацию о миксе.
• Воспринимайте инструменты и партии в вашем миксе частотными зонами. Переносите звуки из зоны в зону путем повышения или понижения партии на октаву. Если этого недостаточно, используйте эквализацию.
• Имейте в виду, что наш мозг отдает предпочтение звукам с быстрой атакой. Если вы хотите выделить пэд, то можете просто ускорить его атаку.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps