Владимир Борисов: «Люди слушают то, что любят, и любят то, что слушают»

Очередным почетным гостем школы Umaker стал ведущий программы «Рок-уикенд» на «Маяке» и по совместительству музыкальный редактор «Радио 7 на семи холмах» Владимир Борисов. Он провел для студентов мастер-класс, на котором рассказал об особенностях работы на радио сегодня, нынешней ситуации в индустрии, а также поделился советами о том, как вести себя в эфире в частности и в профессии в целом.
Владимир Борисов (радио-инженер по образованию) никогда не планировал работать на радио, он думал, что будет заниматься какой-то офисной работой, что-то проектировать или, например, станет таксистом (с детства любил машины). Однако будущему ведущему всегда нравилось слушать Ultra: он говорит, что был фанатом этой станции, даже собрал коллекцию джинглов и заставок с любимого радио. В 2004 Ultra перестала существовать в FM-диапазоне и перешла в формат интернет-вещания. Тогда Владимир познакомился с людьми, которые его делают, предложив любую помощь. Сначала он бесплатно изучал программу, создавал джинглы, а потом ему предложили ставку помощника музыкального редактора. «Меня быстро все это затянуло, – рассказывает Владимир Борисов, – я прошел путь от и до, от помощника музыкального редактора до программного директора. После Ultra я работал на A-One, потом – на Rock FM, затем создал корпоративное «Связной Радио», а сейчас работаю на «Радио 7 на семи холмах» и «Маяке».

В роли ведущего Владимир впервые выступил в 2012 году: тогда к нему на Rock FM пришли два человека, предложившие сделать новую программу с 12 до 6 утра. «Поскольку в это время никто не хотел нажимать на кнопки, я стал «дежурить» вместе с ними, позабыв про отдых и тусовки, – вспоминает он, – потом сам начал периодически выходить эфир во время передачи, вещая что-то суровым голосом, и в итоге стал третьим ведущим программы. Когда история с Rock FM закончилась, мы с одним из коллег по эфиру сделали новую программу уже на «Маяке». В плане музыки я всеяден, но больше люблю поп-рок, мягкие, мелодичные композиции, он – более тяжелые вещи, так что нам всегда есть, о чем поговорить и подискутировать».
Главная проблема современной радио-индустрии, по мнению Владимира Борисова, – отсутствие звезд в эфире, по-настоящему талантливых ведущих среди нового поколения (пришедших на радио, скажем, 3-5 лет назад): «Раньше радиостанций было всего 5 и, условно, 5 ведущих, которые были настоящими героями. Сегодня существует огромное количество станций, на которых крутится одна и та же музыка, невероятное количество «говорящих голов», которые ведут свои передачи ровно и неинтересно. Мы же всегда старались и до сих пор стараемся создавать шоу, даже провокацию, если это необходимо, выкладываться на все сто, работать над драматургией процесса, часто импровизируя. Только если ты сможешь заинтересовать слушателя, ему захочется включить эфир снова. Будет здорово, если курсы в школе Umaker помогут найти новых звездочек».
Однако «звездочкам» Владимир не обещает быстрого успеха и золотых гор, несколько раз повторяя: чтобы у ведущего появилось право гнуть свою линию в эфире, самостоятельно выбирать музыкальный материал хотя бы частично, продвигать собственные идеи, он должен сначала доказать программному директору, музыкальному редактору, что он этого достоин, создать из своего имени бренд, привлекающий аудиторию. Потенциальным программным директорам он рассказывает так же честно: чтобы открыть свою радиостанцию, нужно примерно 10 миллионов долларов: частот больше не осталось, нужно перекупить частоту у другого владельца, а после этого еще и провести рекламную кампанию приблизительно за миллион долларов. При этом все должно быть продумано для мелочей – простое, емкое название, сразу объясняющее, почему человек должен слушать конкретную станцию (в качестве удачных примеров Борисов приводит названия «Спорт FM», «Вести FM», «Радио Шансон», также «Новое радио», сумевшее грамотно себя позиционировать).

Отдельную часть мастер-класса он посвятил разговору о рейтингах. Вычисляются они единственным способом – посредством социальных опросов, других вариантов пока не существует. Поэтому результаты так или иначе получаются условными: скажем, большая часть представителей мужской аудитории просто не будет тратить время, 20 минут отвечая на вопросы о том, какие радиостанции они слушают и какие телеканалы смотрят. Тем не менее полученные данные являются единственным ориентиром. Станция становится заметна при рейтинге 2, а когда ее рейтинг больше 3 – выходит на самоокупаемость. Бывают случаи, когда показатели музыкальной радиостанции падают за неделю: развлекательные радио очень сильно зависят от внешних событий, когда в мире происходит какое-то серьезное происшествие, даже те, кто привык слушать в дороге музыку, переключаются на информационные каналы. На падение рейтинга может также повлиять смена названия (так произошло с «Радио 7 на семи холмах», когда оно временно превратилось в «Радио 7» и в результате потеряла часть аудитории).
К интернет-радиостанциям Владимир Борисов относится скептически: «Пока у большей части жителей Росии не просто нет загранпаспорта, а даже нормального интернета, пока интернет массово не появится в автомобилях, это направление не будет массово популярным. Кроме того, в случае с интернет-станциями может возникнуть еще одна проблема: делать их проще, а значит – велик риск того, что сильно пострадает качество, доступность породит непрофессионализм, и среди гор некачественной продукции слушателям очень сложно будет найти нечто стоящее».
Владимир признает, что история радио на московском рынке – коммерческая. Это не способствует ни повышению уровня профессионализма ведущих, ни культурному развитию публики, которой в большинстве своем неинтересно образовываться. «Например, я вывел для себя такую формулу, – делится опытом Борисов, – люди слушают то, что любят, и любят то, что слушают. В программе «Рок-уикенд» мы можем только один раз в месяц позволить себе устроить «Рок-битву», поставив в эфир два трека мало известных исполнителей, которые выбираются по предварительным заявкам. Практика показала, что нельзя постоянно ставить на радио новую музыку, тем более в прайм-тайм, аудитория в этом случае резко уменьшается. Да, когда-то Михаил Козырев находил новые имена, которые потом стали знаменитыми, но, во-первых, время было совсем другим, и у тех, кто делал радио тогда, и у публики был некий кураж, существовали еще протестные настроения, а во-вторых – Козырев в этом смысле редкий человек, обладающий очень хорошим музыкальным чутьем».
Хотя ведущий, по словам Владимира Борисова, является лишь «винтиком» в большом механизме, шанс проявить себя, расти по карьерной лестнице и заставить, чтобы к тебе прислушивалось и руководство, и аудитория, есть всегда, главное – быть честным в эфире, уметь заинтересовать людей, готовиться к программе, пробовать применять интересные приемы и искать свой путь.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps