Хаус-музыка: танцы «на костях» диско

История рождения одного из популярных современных электронных направлений достойна отдельного рассказа, она пестрит любопытными фактами и событиями. Почву для возникновения хауса подготовило диско. Хотя и сейчас существуют многочисленные ретро-дискотеки, едва ли профессионалы и люди, погруженные в электронную культуру, относятся к ним серьезно, а судьба этого стиля была яркой и драматичной одновременно. Он достиг пика своей популярности в середине 1970-х, однако привязанность аудитории была недолгой: 12 июля 1979 года стало «Ночью расправы над диско». Акцию, во время которой на бейсбольном поле в Чикаго было сожжено невероятное количество диско-записей, инициировал Steve Dahl – диджей одной из радиостанций, на дух не переносивший это направление. Он организовал движение «Disco sucks!», которое поддержали более 90 000 человек. После этой памятной ночи диско стало пропадать и с рынка: владельцы магазинов отказывались от новых подобных пластинок и утилизировали те, что у них были. Параллельно с такими настроениями возникали другие интересы, которые подпитывались свежими культурными опытами из андеграунда. В нем, как плод в утробе, созревал новый музыкальный стиль – хаус.

Есть две версии возникновения его славного «имени». По одной (самой популярной) – это разговорное сокращение названия клуба Warehouse, президентом которого с 1977 по 1983 год был ставший впоследствии легендарным диджей Фрэнки Наклс. У заведения не было четкой музыкальной политики, поэтому он стал экспериментировать – смешивать несколько стилей (фанк, диско, соул) и усиливать танцевальное звучание, используя драм-машинку Roland 909. Именно драм-машинки этого производителя во многом поспособствовали развитию хауса и на начальном этапе и в дальнейшем. Наклс просто наслаждался тем, что делал, но, по факту, придумал новое звучание, которое стало нравиться людям. В итоге те, кто по совету друзей впервые приходили посетить Warehouse, спрашивали: «Где здесь хаус-музыка?», сокращая название клуба для удобства. Вторая версия возникновения термина заключается в том, что в уже более позднее время, когда стиль стал выкристаллизовываться, люди использовали для создания хаус-музыки только компьютер и драм-машинку, чаще всего делая это прямо у себя дома – «in the house».
Если Фрэнки дал толчок развитию направления неосознанно, другие диджеи впоследствии стали уже сознательно заниматься работой над стилем. И здесь снова сыграла свою роль драм-машинка Roland, только другой модели – ТВ-303, хозяином которой был DJ Pierre. Однажды ритмокс сломался и стал воспроизводить странные звуки. Пьеру это показалось любопытным, и он тут же записал трек на основе полученного звучания – «Acid Tracks». Диджей принес запись своему приятелю – DJ Ron Hardy, игравшему в клубе Music Box. Именно так стал называться бывший Warehouse после того, как Наклс ушел оттуда и основал свое заведение Powerplant.

Ритм-машинки Roland помогали и Фрэнки, и Рону Харди, ставшими пионерами хаус-музыки, создавать необходимый ритмический каркас композиций самой разной «формы». Больше не нужно было вырезать барабаны из других треков, весь ритм создавала машина. Так у хауса появились свои отличительные стилистические особенности – ритм 4/4, средняя скорость 120-130 bpm, наличие прямой бочки (или бас-барабана) в качестве основы. Чтобы разнообразить звучание, позже продюсеры стали часто добавлять к бочке различные перкуссионные элементы, хай-хэт, римшот, снейр, клэп. Все эти и другие ритмы (например, латиноамериканские) были в драм-машинках Roland. Используя их, Джесс Сондерс создал трек-пионер в стиле хаус «On&On». В этом ему помог Винс Лоуренс, с которым чуть позже они открыли музыкальную компанию Jes Say, ставшую предтечей первого хаус-лейбла. В 86 году стиль стал популярен и в Британии после выхода композиции «Move your body», написанной Маршаллом Джефферсоном. Еще один исторический хаус-трек – «Your love» Джейми Принсипла 1984 года. Он считается ярким образцом того, как звучит «классический» хаус. Очень быстро вещи, написанные в новом стиле, стали оккупировать первые места зарубежных чартов, а люди начали получать все больше удовольствия от свежей музыки.
Trax Records считается пионером среди лейблов для выпуска хауса. В числе его создателей были, конечно, Лоуренс и Джесс. К ним присоединилась Рейчел Кейн, идею поддержал и Ларри Шэрман. Следом открылся и лейбл DJ International Роки Джонса. По легенде, он даже продал по выгодной цене Ларри Шерману свой автомобиль, чтобы напечатать первые 10 000 копий пластинок. Дебютной стала работа «Music is the key», за которую публика сразу полюбила ее создателя Стива Харли. Еще больший успех принесла ему «Love can’t turn around» – хаус-версия композиции Isaac Hayes. Знатоки также помнят трек «Jack your body» (кстати, «джеком» стал называться тогда стиль танца под хаус) JM Silk’а.

Направление эволюционировало стремительно. Постепенно в треках стал все чаще использоваться живой записанный вокал вместо семплов. Впоследствии местом рождения и становления многих знаменитых хаус-диджеев стал знаменитый клуб Paradise Garage в Нью-Йорке, где играл Ларри Леван. В Великобритании было заведение Hacienda. Список можно продолжать до бесконечности. Хаус-музыка, как гигантский паук, раскинула «лапы» своих многочисленных ответвлений, лейблов, клубов, подстилей на всю Европу и Америку. Каждый диджей и продюсер старался привнести в направление что-то свое, обогатить его новыми элементами. Говоря о хаус-музыке, нельзя не вспомнить имя Chip E., которого многие считают ее крестным отцом: все семь треков с его альбома 1985 года постоянно были в ротации сразу нескольких местных радиостанций. Хаус-музыка, которая изначально стала изобретением чикагской сцены, впоследствии превратилась в достояние всей мировой электронной культуры и до сих пор занимает в ней достойное место, играя на танцполах в самых разных уголках планеты.

Наслаждайся прямым эфиром радио UMAKER

Сейчас играет ...
128kbps
  • 320kbps
  • 192kbps
  • 128kbps